Тамара Заводнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Комочек пуха, длинное ухо»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить представление о зайце, о среде его обитания; познакомить детей с повадками и особенностями жизни животного в зимний период; развивать наблюдательность, умение соотносить особенности внешнего вида с условиями существования зайцев в природе. Воспитывать добрые чувства при восприятии образа зайца, как осторожного, беззащитного и безобидного животного.
Материал и оборудование. Картины с изображением зимней природы, зимнего леса, «Зайцы в зимнем лесу».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Комочек пуха, длинное ухо“» размещена в разделах
Предварительная работа. Чтение рассказов Е. Чарушина «Что за зверь», «Заяц», Л. Толстого «Зайцы», И. Соколова-Микитова «Листопадничек», стихов А. Блока «Зайчик», просмотр фотоматериалов, отгадывание загадок.
Ход занятия
Литературная минутка
Воспитатель предлагает детям послушать одну историю, которая произошла однажды зимой с девочкой по имени Катя.
Чтение или пересказ отрывка из рассказа Е. Чарушина «Что за зверь».
Воспитатель кратко рассказывает о том, как девочка Катя нашла на крыльце своего дома на снегу чьи-то следы. Девочка захотела узнать, что это за зверёк, и стала его подкармливать: то котлету положит, то косточку от супа. Но всё это оставалось нетронутым. Тогда положила Катя красную морковку. Утром смотрит – нет морковки. Зверёк приходил и всю морковку съел!
Воспитатель: «Как вы думаете, кто приходил к Кате? Как вы догадались?»
Дети: «Это был заяц. Зайцы любят морковку».
Воспитатель демонстрирует картины с изображением зимней природы, зимнего леса.
Воспитатель: Стали белыми сады
И леса еловые
На снегу видны следы
Зайца длинноногого…
Воспитатель: «А почему самого зайца не видно?»
Дети: «Зайцев зимой трудно отыскать – они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик, бел потому и цел. Найти их можно только по следам».
Воспитатель: Кто теперь заметит зайку
В белой шубке на снегу?
Ну-ка, где он? Угадай-ка?
В поле или на лугу? (Т. А. Шорыгина)
Воспитатель выкладывает следы зайца и предлагает детям пройти по ним, чтобы найти зверька. Дети идут по петляющему следу и возвращаются на то же место.
Воспитатель: «Почему мы не смогли найти зайчишку?»
Дети: «Если заяц почует опасность, то начинает запутывать следы, петлять, делать огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису или волка».
Чтение отрывка из рассказа Л. Толстого «Зайцы»
Минутка – игра
Воспитатель: «Шла лиса по снегу долго
След в снегах петлял, петлял,
А потом под старой ёлкой
Неожиданно пропал…» (Т. Н. Шорыгина)
Воспитатель: «Давайте попробуем побегать, как заяц, который, спасаясь от лисы, запутывает свои следы.
Дети играют в подвижную игру «Лиса и заяц». Они становятся хаотично в центре комнаты, изображая деревья и кусты. Два ребёнка выполняют роли «зайца» и «лисы». «Заяц» убегает, петляя между деревьями. «Лиса» пытается повторить траекторию его движения.
Минута любознательности
Воспитатель: Зашагали наши ножки
Дальше по лесной дорожке.
Поищем зайкину избушку
Мы вместе на лесной опушке.
Воспитатель: «Но оказывается, нет у зайки домика, он надеется укрыться от зимней стужи в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог». Иногда попадётся зайцу стог сена. Вот и тёплый дом, в котором и сытно и от волка с лисой далеко.
Корма в лесу зимой маловато. Поэтому зайчишки иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а в саду могут стволы молодых яблонь попробовать. В лесу зайцы обгрызают горькую кору молодых осинок. Это любимый заячий корм в зимнее время.
Минутка беседа
Воспитатель демонстрирует картину «Заяц в зимнем лесу»
Воспитатель: «Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, лиса, куница, сова. Что спасает зайка от врагов?»
Дети: «Быстрые ноги, хороший слух»
Воспитатель: «Как устроены заячьи лапы?»
Дети: «Задние лапы намного длиннее передних. Они сильные. Он отталкивается ими и высоко прыгает, может отбрыкнуться от совы или захватившей его лисы».
Воспитатель: Как называют зайца в сказках?»
Дети: «Трусливым, зайчишка – трусишка».
Воспитатель: «Но народ давно заметил, что «заяц не трус, он себя бережет». А чем вам нравится заяц?»
Дети рассказывают, какие характерные особенности внешнего вида и поведения зайца в природе, им нравится.