Федорова Надежда
Конспект занятия по познавательному развитию «Полезные ископаемые Кузбасса» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Полезные ископаемые Кузбасса»
Цель: формирование знаний детей о полезных ископаемых Кузбасса.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Полезные ископаемые Кузбасса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
1. Продолжить расширять знания о полезных ископаемых родного края : уголь, песок, глина, соль, гранит, железная руда.
2. Формировать у детей представление о применении полезных ископаемых в жизни человека.
3. Расширять о свойствах полезных ископаемых.
4. Воспитать бережное отношение к природе и умение работать в коллективе.
Оборудование: карта Кемеровской области, образцы полезных ископаемых, лупы, емкости с водой.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о родном крае, просмотр презентаций, чтение сказок о полезных ископаемых; отгадывание загадок; сюжетно-ролевая игра: «Мы геологи»; рассматривание альбомов, энциклопедий; беседы о полезных ископаемых.
Ход занятия:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А затем пойдем налево,
Все друг к другу повернемся,
И друг другу улыбнемся.
В центре круга соберемся,
А и на место все вернемся (садятся на стулья).
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Планета голубая
Любимая, родная
Она твоя, она моя
А называется (земля)
Воспитатель: да, эта загадка о земле, мы ходим по земле, сажаем в землю растения, а сколько неразгаданных тайн хранит прекрасная Земля. Ребята, а как называется край, в котором мы живем?
Дети: Кемеровская область, Кузбасс.
Воспитатель: давайте посмотрим на карту Кузбасса, какие таинственные знаки мы видим на нашей карте?
(Дети рассматривают карту и называют знаки).
Воспитатель: скажите, что обозначают эти знаки?
Дети: полезные ископаемые.
Воспитатель: да, этими разными геометрическими фигурками обозначают полезные ископаемые, которые находятся в этом месте.
Места, где в глубинах, залегают полезные ископаемые, называют – месторождением.
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые когда-то нашли геологи.
Почему они так называются?
Дети: добывают из земли, приносят пользу людям.
Воспитатель: да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности.
Каких символов, на карте изображено больше всего? (ответы).
Этот символ обозначает залежи черного угля.
В Кузбассе расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн – именно он принес славу и известность нашему краю.
Ребята, а где добывают уголь?
Дети: в шахте.
Воспитатель: да в шахте и на разрезах.
Уголь это самое главное богатство нашего края.
Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции (дети рассматривают).
Какие полезные ископаемые из коллекции вы можете назвать?
Дети: уголь, песок, глина, гранит, мел, нефелиновая руда и т. д.
Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.
Какими бывают полезные ископаемые?
Дети: жидкими, газообразными, твердыми.
К каким полезным ископаемым относиться наша коллекция?
Дети: к твердым.
Воспитатель: какие полезные ископаемые относятся к газообразным?
Дети: природный газ.
Воспитатель: назовите жидкие полезные ископаемые?
Дети: нефть.
Игра: «Газообразное, жидкое, твердое».
(если воспитатель называет газообразное – дети летают, размахивая руками; жидкое, – спокойно, скользящим шагом передвигаются; твердое – стоят на месте).
Воспитатель: послушайте внимательно загадку и скажите, о каком ископаемом идет речь?
Молотком шахтер стучит,
Камень черный добывает.
Он потом в печи горит
Дом зимой наш согревает.
(уголь).
Воспитатель: вы правы – это каменный уголь. Что вы знаете, об этом камне?
Дети: его добывают шахтеры.
Воспитатель: для чего он нужен людям?
Дети: отапливать дома.
Воспитатель: наши многоэтажные дома отапливает котельная, сжигая уголь. Уголь нужен людям, чтобы работали заводы, фабрики. Его называют черным золотом. Используя уголь, человек научился сохранять богатство Земли – лес. Хотите узнать, что думают ученые о появлении угля?
Дети: – да.
Воспитатель: очень давно, на нашей планете росли деревья огромных размеров, с годами деревья погибали, падали, гнили, оставшаяся масса накапливалась и превращалась в рыхлый торф, через много, много лет в уголь.
Уголь добывают – шахтеры, которые работают под землей в шахте или на угольных разрезах. Это очень тяжелый труд шахтера.
Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства:
(твердый, хрупкий, оставляет след на белой бумаге).
Воспитатель: послушайте следующую загадку
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда,
Считалась добытая в шахте (руда)
Воспитатель: железную руду добывают в шахтах, откуда она привозится в доменные печи, где из нее выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из нее варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжелый. Из готовой стали, железо, делают что?
Дети: ножницы, игрушки, ложки, станки, рельсы, поезда, автомобили и самолеты.
Воспитатель: нет, самолеты делают из алюминия, и получают его тоже из руды, только называется она нефелиновая руда, и добывают ее на рудниках, алюминий также выплавляют в доменных печах. Это - легкий метал, а железо тяжелый.
Когда – то, очень давно люди еще ничего не знали о металлах, и многие нужные вещи делали из других материалов, Метал – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Железо например, притягивается к магниту, а алюминий нет
Ира «Узнай больше».
(Предлагается набор предметов сделанных из железа и алюминия, и предметы, находящиеся в групповой комнате; Магниты).
В ходе игры, дети выясняют, что предметов сделанных из железа больше, чем из алюминия. Они обладают магнетизмом, и притягиваются к магниту.
Воспитатель: послушайте ещё одну загадку
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Дети рассматривают гранит).
Воспитатель: ребята, что вы можете сказать об этом камне?
Дети: он твердый, тяжелый
Воспитатель: давайте при помощи лупы его внимательно рассмотрим. Что вы заметили?
Дети: присутствует белый, черный, розовый цвет.
Воспитатель: да, гранит может быть разного цвета. Гранит – полезное ископаемое, он и прочный и красивый. Его используют в строительстве.
Отгадайте ещё одну загадку
Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И с ним весело играть.
(песок).
Воспитатель: когда-то очень давно, на земле были высокие горы, но от ветра, холода и жары, эти горы разрушались и камни превратились в песок. Где мы можем встретить песок?
Дети: в песочнице, на берегу реки, в пустыне.
Воспитатель: да, песок находится под землей - в карьерах, он называется карьерный, и на дне реки или моря. Такой песок называется речной или морской.
Где используют песок?
Дети: им играют в песочнице, при строительстве.
Воспитатель:
Это белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравиться нам даже.
(Соль).
Воспитатель: соль в измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. Чаще всего ее добывают из под земли, поднимают на поверхность соляные камни.
Как вы думаете, где используют соль?
Дети: в приготовлении пищи.
Воспитатель: ребята, давайте с вами немного поэкспериментируем
Опыт: «Что растворяется в воде».
Оборудование и материал: (ёмкость с водой, уголь, песок, соль)
Опускаем в воду уголь и наблюдаем, он не растворяется, но выпускает из себя пузырьки, (дети делают вывод, что в нем есть воздух).
Песок опускаем в воду, размешиваем и наблюдаем, как он оседает на дно (дети делают вывод, что песок не растворяется, а оседает на дно).
Соль опускаем в воду, размешиваем и наблюдаем, что соль растворилась. Дети делают вывод: (из взятых полезных ископаемых, растворяется только соль).
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, о каких полезных ископаемых мы сегодня говорили?
Мы свами рассматривали полезные ископаемые, узнали много интересного, но познакомились только с некоторыми из них. Что вам понравилось на занятии?