Ирина Чупрунова
Конспект занятия по познавательному развитию «Одежда» для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для воспитанников старшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» п. Колышлей
по познавательному развитию (Познание окружающего мира) : на тему
«Одежда» для воспитанников разновозрастной группы
компенсирующей направленности
Составила: Чупрунова Ирина Вячеславовна,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
воспитатель МДОУ детского сада «Улыбка»
п. Колышлей
.
п. Колышлей
2023
Цель занятия : систематизация, обогащение знаний и представлений детей об одежде.
Задачи:
расширять и обогащать знания детей об одежде;
учить классифицировать одежду по сезонам;
воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды;
закрепить знание времён года;
закрепить счёт в пределах первого десятка;
активизировать и расширять словарь по теме;
формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными;
упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкатель- ными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;
развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описатель-ные загадки;
развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Оборудование: большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; мяч; предметные картинки с изображением одежды, времен года; ноутбук; презентация «Путешествие в прошлое одежды».
Методы и приемы:
Словесный – беседа, рассказывание, объяснение.
Игровой – дидактические игры «Летняя, осенняя, зимняя», «Сложи одежду по сезонам», «Два, две», «Назови ласково», «Узнай по описанию».
Практический – пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка.
Наглядный – иллюстрации, предметные картинки с изображением одежды, времен года.
Предварительная работа:
Беседы: «Времена года», «Во что одеваются зимой/весной/летом/осенью», «Почему одежда разная», «Зачем нам столько одежды».
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»; В. Осеева «Заячья шапка; К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Берестов «Плащ»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Л. Воронкова «Маша-растеряша»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Г. Снегирев «Верблюжья варежка»; К. Ушинский «Одежда»; Г. Х. Андерсен «Новый наряд короля»; Сербская сказка «Почему у месяца нет платья».
Дидактические игры: «Времена года», «Оденем куклу для прогулки», «Собери картинку», «Узнай по описанию».
Подвижные игры: «Прыжки через лужу», «Раз, два, три – беги!», «Собери в корзинку».
Сюжетно-ролевые игры: «Собираем брата на прогулку», «Магазин», «Семья».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? (Ответы детей.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей — Большой Шляпой.
Воспитатель : Ребята. Я сейчас узнаю, насколько вы догадливые, про что будет сказка. (показывает иллюстрации). Перед вами на картинках одни и те же мальчик Витя и девочка Арина. Чем эти картинки отличаются? (Ответы детей.)
Правильно, на них разная одежда.
Воспитатель : Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Большая Шляпа справиться так и не смогла. Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
Воспитатель : Послушайте, как появились одежда. (Презентация)
Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы — из листьев различных растений.
Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений. Как называется такая одежда?
Шерсть — от домашних животных. Как называется такая одежда?
А шелк добывают из тутового шелкопряда. Как называется такая одежда?
Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов. Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.
Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.
Воспитатель : Прежде чем мы услышим сказку, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Девочке Лиле (вытянуть руки вперёд)
Шляпку подарили (соединять поочередно пальцы обеих рук с большим пальцем)
На шляпке у Лили (стучать кулачком по кулачку)
Ленточка с лилией (волнообразные движения сверху вниз)
Ленточка с лилией (тереть ладони друг о друга)
Крепиться к шляпке (сделать «замочек»)
У девочки Лилии всегда все в порядке. (хлопают в ладоши, на последнем слове выставляется большой палец вперед, остальные собраны в кулак)
Воспитатель : Однажды холодным осенним днем вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ и дубленка. (Воспитатель выставляет на доску картинки.)
Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно. Ребята! Расскажите Большой Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды.
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель : Почему замерзли платье, шорты, футболка? (Потому что платье, шорты и футболку носят летом. Это летняя одежда.)
Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.)
А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто — это осенняя одежда. А Большая Шляпа гуляла осенью.)
Давайте посчитаем, сколько всего предметов одежды встретила Большая Шляпа.
Воспитатель : Смотрит Большая Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Воспитатель прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними Большой Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем Большой Шляпе, какое слово, к какой одежде подходит.
Игра «Два, две». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Воспитатель : О чем можно сказать два? (Два платья, два плаща, два пальто.)
О чем можно сказать две! (Две футболки, две куртки, две шубы, две дубленки.)
А вот про шорты ребята, нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.)
Воспитатель : И все-таки Большой Шляпе удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды.
Игра «Назови ласково».(с мячом)
Платье — платьице,
шорты—шортики,
куртка—курточка,
пальто—пальтишко,
футболка — футболочка,
шуба — шубка,
плащ — плащик,
дубленка — дубленочка.
Физкультминутка «Осенний листочек».
А теперь представьте, что каждый из вас превратился в осенний листочек. Я буду читать стихотворенье, а вы под музыку, изображайте полет листочков.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель : Вдруг Большая шляпа заметила, что ветер разметал не только листочки, но и детали одежды, которая очень нужна нам осенью.
Подойдите к столам. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Соберите предмет одежды.
- Что у вас получилось? (Мы собрали куртку.)
- Без чего была куртка в начале? (Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов).
- Какая теперь куртка? (Нарядная, непромокаемая, красивая).
Воспитатель : На прощание друзья решили загадать друг другу загадки.
Игра «Узнай по описанию».
Воспитатель : Вот какую загадку загадала Большая Шляпа:
«Красивое, длинное, вечернее, бархатное». (Платье.)
А платье загадало загадку Большой Шляпе: «Теплая, меховая, пушистая, длинная». (Шуба.)
Воспитатель : А вы ребята придумайте свои загадки.
Дети придумывают загадку, например, о шапке (с опорой на картинку, а затем еще о двух предметах одежды (уже без помощи картинок).
-Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая. (Шапка.)
-Теплый, пушистый, длинный, вязанный, шерстяной, мягкий. (Шарф.)
-Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (Рубашка.) И т. д.
Воспитатель : Большая Шляпа попрощалась с новыми друзьями и вернулась домой.
3. Заключение.
Воспитатель : Вот такая сказка. Вам понравилось?
Кто приходил к нам в гости со сказочной историей?
Для чего нужна людям одежда? Что нужно сделать для того, чтобы она долго служила?