Валентина Козлова
«Загадочный мир Луны». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знания детей о космосе
Образовательные задачи:
• уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе
• расширять представления детей о Луне (Луна – спутник Земли, постоянно движется вокруг Земли, поэтому не падает. Земля удерживает Луну за счёт силы притяжения, Земля больше по размеру, она сильнее).
• учить определять опытным путем особенности рельефа лунной поверхности (как образуются кратеры на поверхности Луны).
• научить определять растущую и убывающую Луну
• дать дошкольникам элементарные представления о вулкане
Развивающие задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать интерес к космосу; детскую любознательность
• закреплять знания детей о геометрических фигурах и телах (шар и круг)
• закреплять знания порядкового счета до 10
• Развивать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к миру неживой природы и космосу
• Вызвать радость от открытий, полученных в ходе исследовательской деятельности
Коррекционные:
Обогащать словарь существительных (спутник, кратер, фазы Луны, скафандр)
Совершенствовать координацию движений, умение переключаться с одного вида движений на другой вид
Продолжать совершенствовать умение отвечать на вопрос кратко и полно, вести диалог
Предварительная работа: А. Дитрих «Кто обгрыз месяц» (сказка, Е. П. Левитан «Звёздные сказки: моя первая книга по астрономии», наблюдение за спутником Земли, отметка в дневнике наблюдений, опыт «Как пропадают следы на песке», рассматривание иллюстративного материала в энциклопедиях по теме «Космос»
Оборудование и материалы: презентация; картинки с изображением разных летательных аппаратов, картонные полоски серебристого цвета, лоток с песком, мелкие и крупные камни, музыка "Выход Лунтика", "Запуск двигателей ракеты", "Полёт ракеты", пособие "Фазы Луны", модели метеоритов (щарики разных размеров из фольги, настольная лампа, глобус, небольшой мяч на резинке, схемы летательных аппаратов на каждого ребенка, детали для сборки из плотного цветного картона.
Ход занятия:
1. Психогимнастика (настрой на занятие):
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Вос-ль: Ребята, как называется планета, на которой мы живём?
Дети: Мы живём на планете Земля.
Вос-ль: Где находится наша планета?
Дети: В космосе
Вос-ль: Что же такое космос?
Дети: Космос – это… (планеты, звёзды, чёрная дыра, огромное пространство).
Вос-ль: Вы всё правильно сказали.
Презентация «Солнечная система»
Сейчас послушайте одну историю про космос.
Жила-была во Вселенной одна дружная семья – Солнечная система –
Слайд 1 - Самым главным в этой семье было Солнце. Оно светило, всех согревало.
Слайд 2 - Вокруг Солнца по своим дорожкам – орбитам двигались планеты – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Всего в этой стране было 8 планет.
Слайд 3 - У многих планет были подруги и друзья. Их называют спутниками.
Они всегда находятся рядом со своими планетами. У нашей планеты тоже есть спутник. Подскажите, как он называется?
Дети: Это Луна.
Слайд 4 – Земля и Луна
Вос-ль: Вы хотите познакомиться с Луной поближе, узнать что-нибудь интересное о ней?
Звучит музыка, появляется Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я – Лунтик. «Моим друзьям на Луне нужна помощь»! Спутник Земли - Луна пострадал от метеоритного дождя! Космические корабли исследователей разрушены. Необходима помощь в устранении неисправностей!»
Вос-ль: Что будем делать?
Дети: ответы… надо помочь. Отправимся в космос…
Вос-ль: Ребята, на чем мы сможем отправиться в космос? (выставляются картинки с изображением летательных аппаратов)
Дети: на ракете… (объясняют свой выбор)
Воспитатель: Давайте построим ракету.
Дети выкладывают на полу контур ракеты с помощью серебристых полосок.
Дети работают подгруппой на ковролине (под музыку)
Воспитатель: Ракета готова. Можем отправляться в путешествие. Заходим в ракету, пристёгиваем ремни.
Дети садятся на стулья, поставленные внутри контура ракеты.
Воспитатель: Включается двигатель (музыка "Запуск двигателей ракеты"). Начинаем отсчёт времени – 10, 9, 8, ….1 Пуск! Полетели!
Вос-ль: Пока мы летим, давайте поговорим о Луне.
Слайд 5: Луна в космосе
Вос-ль: Луна - это самое близкое к Земле небесное тело. Какую форму имеет Луна?
Дети: Луна – это шар.
Вос-ль: Луна по размеру больше или меньше Земли?
Дети: – Луна меньше Земли.
Вос-ль: Когда лучше всего видна Луна? (часть суток)
Дети: ночью.
Слайд 6: Луна в ночном небе
Вос-ль: Луну называют ночным светилом. Но она сама не светит, её освещает Солнце, поэтому мы её видим. Как вы думаете, Луна и месяц – это одно и тоже небесное тело или разные тела?
Дети: Это одно тело.
Слайд 7: Луна, Земля, Солнце
Вос-ль: Правильно! Но каждый раз Луна выглядит по-другому. Отчего так происходит?
Дети: ответы детей (Луна вращается вокруг Земли. Её освещают солнечные лучи. Мы видим с Земли только освещённую поверхность. Участок Луны, закрытый Землёй, остаётся тёмным, невидимым)
Моделирование «Фазы Луны»
(круг с одной стороны чёрный, с другой жёлтый. Круг разрезан на 4 части)
Вос-ль: Ребята, Луна может упасть на Землю?
Дети: Нет
Вос-ль: Почему?
Дети: Луна быстро вращается вокруг Земли, без остановки.
Вос-ль: Пока Дуна движется, она не упадёт
Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к Луне. Готовимся к посадке. (звук приземлившейся ракеты). Мы прилунились!
Вос-ль: Готовимся к выходу из ракеты. Что нам нужно сначала сделать?
Дети: нам нужно надеть скафандр.
Физкультминутка «Скафандр космонавта»
- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание и разжимание кистей).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
Воспитатель: Всё в порядке? Выходим.
Работа с макетом лунной поверхности.
Вос-ль: Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком - лунной пылью (показ).
Эксперимент 1.
На изображение Луны гонким слоем насыпьте муку. Сделайте пальцем небольшие углубления. Что осталось на поверхности? – Следы от пальцев.
Так космонавты, высаживающиеся на поверхность луны, оставляли свои следы.
А теперь слегка подуйте на них (дуют через трубочки). Что произошло со следами?
- Они исчезли. Но на Луне следы есть до сих пор, хотя космонавты побывали там много лет тому назад.
Как вы думаете, почему? Что может уничтожить следы?
- Ответы детей (Солнце, вода, ветер)
Вос-ль: Верно, на Луне нет ветра, поэтому следы космонавтов останутся на ней всегда. А что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха. Значит, на Луне воздуха нет. На Луне нет ни воздуха, ни воды. Подумайте, могут ли там обитать живые существа? Почему?
Дети: Ответы детей
Эксперимент 2.
Вос-ль: На карте Луны много маленьких кружочков. Ими покрыта вся поверхность Луны. Интересно, а что это такое?
Дети: Это кратеры.
Вос-ль: Кружочки – это кратеры, Учёные установили, что они образовались от ударов метеоритов о поверхность Луны. После их падения остаются глубокие ямы, как после взрывов. Давайте вместе проведем эксперимент и проверим версию учёных.
Подойдите к столам и возьмите емкости с песком. В чашку с песком бросайте маленькие камни. Что вы видите на поверхности песка?
Дети: На поверхности песка остаются следы.
Вос-ль: Возьмите шарики большего размера и поднимите руку повыше. Бросьте шарик. Что теперь вы можете сказать?
Дети: Ямка на песке стала глубже.
Вос-ль: Как же образуются кратеры на Луне?
Дети: Из космоса падают космические обломки, ударяют по поверхности и оставляют глубокие ямы.
Вос-ль: А вот на Земле их не так много. А почему?
Дети: выслушать предположения детей (Что-то защищает нашу планету от космических «пришельцев».
Вос-ль: Земля вся окружена слоем воздуха. Этот слой называется атмосферой. Она защищает нас от незваных космических пришельцев.
Ребята, смотрите, обломки космических кораблей. О чём нас просил Лунтик?
Дети: Он просил помочь отремонтировать космические корабли.
Вос-ль: Приступаем к работе.
Дети собирают модели кораблей по схемам
Вос-ль: Молодцы, ребята! Теперь друзья Лунтика смогут вернуться домой.
Нам пора возвращаться на Землю. На Луне ожидается метеоритный дождь.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
Мы летим к Земле опять (Соединить руки над головой)
Отрываясь от Луны (Подпрыгнуть)
Долетаем до Земли (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Возвращаемся в ракету. Включаем двигатель: Начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7…. 1! Пуск. Полетели!
Рефлексия:
Вот мы и на Земле. Наше путешествие закончилось.
- О каком спутнике нашей планеты мы сегодня говорили? (о Луне)
- Что мы нового узнали сегодня? - ответы детей
- Почему Луна не падает на Землю? (потому что всегда вращается вокруг нее)
- Почему на поверхности Луны есть большие впадины? (потому что падали метеориты и извергались вулканы)
- Почему Луна на небе всегда разная? (потому что на нее с разных сторон светит солнце). Вы сегодня все хорош работали. Спасибо всем! Я подготовила для вас небольшие подарки – эмблемы юных исследователей космоса.