Игумнова Оксана
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста с умственной отсталостью «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для активной познавательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Развивать активный и пассивный словарь по теме «Осень. Дары осени».
• Закрепить представления о цифрах, математические понятия «больше», «меньше».
Коррекционно - развивающие :
• Совершенствовать познавательные процессы : зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста с умственной отсталостью „Дары осени“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
• Развивать речевую активность.
• Развивать целостное восприятие при составлении разрезных картинок.
• Развивать умение воспринимать инструкции, удерживать их и действовать согласно инструкции.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе, в частности к животным леса.
• Воспитывать заботу о том, кто нуждается в помощи.
Оборудование: картина осеннего пейзажа в лесу; мешочек; игрушка ежик; массажный мячик для каждого ребенка; шаблон ежика, прищепки для каждого ребенка разное количество от 3 до 8; набор карточек с цифрами до 10 на каждого ребенка; набор разрезных карточек с овощами, фруктами, грибами на каждого ребенка; макет корзинки с овощами и фруктами; картинки-раскраски на тему «Осень» на каждого ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Дефектолог: - Здравствуйте ребята! Я буду бросать каждому из вас мяч, называя ваше имя. А вы, мне обратно передавая мяч, говорите «Привет». (Дети ловят мяч, а затем, бросая его педагогу, проговаривают приветствие либо после броска машут рукой.)
Дефектолог: - А кто мне подскажет, какой сейчас идет осенний месяц?
Дети: - Октябрь. (Если дети затрудняются ответить, дефектолог произносит сам название месяца, просит детей повторить за ним.)
Дефектолог: - Осенью люди убирают урожай. А что делают осенью животные в лесу? Кто знает?
- Звери тоже готовят запасы на зиму. На доске картина осень в лесу.
Дефектолог: - Посмотрите на картинку, кого вы здесь видите? (Ответы детей, если дети затрудняются назвать, просим показать животное.)
Дефектолог: - Сегодня к нам на занятия пришел в гости житель леса. Вот он спрятался в этом мешочке. Попробуйте угадать, как его зовут? (Предлагает детям открыть мешочек и на ощупь определить, кто в нем спрятался.) При необходимости задает наводящие вопросы: - Что ты чувствуешь? Какой предмет по форме? Он мягкий? Он гладкий?
Дефектолог: - Сегодня в гости из леса пришел к нам ежик, чтобы попросить помощи в сборе запасов на зиму.
- Поможем ежику?
- Давайте сначала подготовимся для работы. Внимательно слушайте и делайте как я.
Упражнение на развитие мелкой моторики кистей рук с массажным мячиком
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик).
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик.)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Дефектолог: - Ребята, а какие запасы на зиму собирает ежик осенью?
Соберите картинку из частей и определите, что на ней изображено.
Дидактическая игра «Собери картинку» (Помогает детям при необходимости.)
Дефектолог: - Назовите изображение. Как называется этот гриб (белый? Какого цвета у него шляпка? А этот гриб съедобный?
- Какого цвета яблоки? А какой они формы?
- Ребята, а на каком дереве, растут желуди? (это дерево называется дуб).
-Ежик на зиму любит собирать желуди, яблоки и грибы. (Если дети затрудняются ответить, попросить их показать, где гриб, где желудь, где яблоко и т. д.)
Дефектолог: - Только вот цифр ежик не знает, да и считать не умеет.
- Давайте поможем ежику посчитать грибы!
Дидактическая игра «Раз-грибок, два-грибок» на развитие слухового восприятия и закрепления цифрового ряда.
Дефектолог: - Я сейчас буду рассказывать считалочку, а вы, как только услышите цифру, должны показать карточку с её обозначением.
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашё л:
Пять – под берёзой;
Два – под осиной;
Четыре – под рябиной;
Шесть – под дубом;
И один – под елочкой!
Дефектолог: - Молодцы, сложите карточки.
- Посмотрите внимательно, что не хватает ежику?
Дети: - Иголочек.
Дефектолог: - Давайте сделаем ёжику иголочки из прищепок, и тогда он сможет на них носить осенние запасы в лес. (Раздает каждому ребенку фигурку ежа и коробку с разным количеством прищепок.)
Дидактическая игра «Волшебные иголочки» на развитие мелкой моторики, закрепления количественного счета; математического понятия «больше» и «меньше»
Дефектолог: - Посчитайте сколько иголочек у вашего ёжика? Поднимите руки те, у кого у ежика много иголочек. Молодцы. Теперь поднимите руки те, у кого у ежика мало иголочек. Молодцы.
Физминутка. «Хлопки»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Дефектолог: - Ребята, посмотрите, ежик нам принес корзинку с дарами осени. (Педагог обращает внимание на макет корзинки с овощами и фруктами.)
Посмотрите внимательно на корзину.
- Какие дары осени здесь находятся?
- А теперь назовите (покажите) только фрукты.
- А теперь назовите (покажите) только овощи.
Дидактическая игра «Что пропало? на развитие памяти, зрительного восприятия.
- А теперь посмотрите внимательно ещё раз на картинки и запомните, что на них изображено. (Переворачивает корзинку и убирает из неё одну картинку.)
Снова показывает детям корзинку.
- Какой картинки не стало? (Повторить 2-3 раза.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дефектолог: - Ребята наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать ежику?
Вы сегодня очень хорошо трудились. Молодцы! И ежик хочет вам сказать большое спасибо за помощь. Он приготовил Вам лесные подарки.
(Педагог раздает подарки от ёжика (картинку-раскраску на тему «Осень».)