Нина Алексеевна Аштаева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Необычное расследование»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Необычное расследование»
Цель: создать условия для развития у детей любознательности, познавательного интереса, логического мышления через экспериментальную деятельность.
Задачи.
Образовательные:
-обогащать словарный запас детей по теме;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Необычное расследование“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
-закреплять практические навыки измерения и сравнения объема жидкости;
-закреплять счетные умения в пределах 10;
-активизировать умственную деятельность детей.
Коррекционно-развивающие :
-развивать связанную речь;
-развивать мыслительные операции, формировать умения видеть закономерность и продолжать ее, понимать инструкцию и точно ее выполнять;
-развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, воображение;
-развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
-воспитывать умение самостоятельно выполнять работу до конца;
-воспитывать толерантность, умение помогать друг другу;
-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.
Предварительная работа:
-знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;
-просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;
-беседа о деятельности сыщиков в мультфильмах;
Демонстрационный материал:
ИКТ игра «Открой картинку»
Оборудование и раздаточный материал: разместить в группе указатели с цифрами, указывающие нахождение улик; эмблемы сыщиков по количеству детей; большая корзина для улик, коробка с рассыпанными бусинами; д / и «Соберем бусы», карточки схемы индивидуально на каждого ребенка; ё мкости: пустой графин с белыми подтёками; два кувшина с соком – яблочным, апельсиновым; три пустых прозрачных стакана; мерные ложки 3-х видов; фишки для отсчета меры, алгоритм приготовления фруктового эликсира, бумажные салфетки, контейнер для салфеток, коктейльные трубочки по количеству детей, стакан с водой, альбомные листы со скрытыми нарисованными отпечатками лап котов лимонным соком, цветной, баночки с йодовым раствором, широкие кисти для рисования.
Формы работы: фронтальный, индивидуальный, подгрупповой.
Методы и приемы: создание игровой мотивации, поисково-проблемные вопросы, использование пособия, демонстрация ИКТ, поощрение, пояснение, подведение к выводу.
I. Организационный момент.
Дети приходят с музыкального занятия, заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой беспорядок. А ведь мы уходили, все было в порядке. Кто бы мог это сделать? Давайте найдем этого безобразника, но сначала наведем порядок.
Дети наводят порядок (карандаши, листы бумаги, клубки)
Воспитатель: Для того чтобы найти, кто навел беспорядок, мы превратимся в сыщиков. А, вы, знаете кто такие сыщики?
Дети отвечают.
Воспитатель: Это такие люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи и людей.
Воспитатель: Чтобы стать сыщиками скажем девиз:
"Мы сыщики лихие «марш» с руками на месте
И жутко заводные. «Моторчик»
Все, что хочешь, мы найдем «бинокль» поворот вправо, влево
И улыбку вам вернем!" «улыбка» руки вперед
Воспитатель: Приступим к расследованию : «Дело о беспорядке». Нам нужно собрать улики. Кто-то из вас знает, что такое улики. (ответы детей)
Правильно – это доказательство, указывающее на вину. Уликой, может быть какой-либо предмет.
Воспитатель: Ребята это наша коробка? Кто видел ее раньше? (замечает коробку) Может это есть улика? Что там внутри? Попробуем предположить, что может быть в коробке?
Дети передают друг другу коробку.
Воспитатель: Максим, живое или не живое лежит в ней?
Лева, тяжелое или легкое в коробке?
Полина, много или мало?
Денис, твердое или мягкое?
Воспитатель: Я посмотрю, можно? В коробке предметы круглой формы, но могут быть овальными, квадратными, разного цвета. Могут быть сделаны из стекла, из пластмассы, из дерева и других материалов. Если их собрать на ниточку, получается красивое украшения. Что же может быть? (бусины)
Открываем коробку, а там рассыпанные бусы
Воспитатель: У нас есть любимая игра «Собери бусы». Присаживайтесь за столы. Посмотрите внимательно, у каждого своя карточка и схема. Чтобы выполнить задание, найдите точку отсчета. Будьте внимательны.
Индивидуальная работа детей за столами.
Воспитатель: Справились? Проверьте себя. Молодцы! Возьмём улику с собой. (Кладем коробку с бусами в корзину)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется это подсказка (обращает внимание детей на указатель, под ним накрытый платком сосуд с узким горлом). Может быть, мы здесь тоже найдем улику.
Подходят к столу, на столе сосуд-колба с водой (немного, на дне пластмассовая рыбка, рядом лейка с водой.
Воспитатель: Предлагаю встать вокруг стола. Что вы видите?
Дети; На дне плавает рыбка
Воспитатель: Ребята, подумайте, как нам достать рыбку, не трогая руками сосуда?
Дети проделывают необходимые действия, пробуя достать рыбку из колбы, заполнив колбу водой, при этом рыбка поднимется вверх.
Воспитатель: Почему рыбка поднялась вверх? Какая рыбка?
Дети: Потому что долили воду и заполнили колбу, рыбка легкая, пластмассовая. Сделана из пластмасса.
Воспитатель: Теперь мы можем достать рыбку? (дети достают рыбку).
И эту улику берем с собой.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
щФизкультминутка. «Рыбки»
Рыбка плавает в водице дети покачивают, сложенные вместе
Рыбке весело играть ладошки из стороны в сторону
Рыбка, рыбка озорница грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно наклоняют сложенные
Рыбка спинку изогнула, ладони и делают хватательные движения
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула, покачивают сложенные ладони
Рыбка быстро уплыла. вправо-влево
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Чтобы собрать все улики нам нужно восстановить силы (подходят ко второму столу). Для этого у меня есть волшебный эликсир - молоко (достает кувшин, а он пустой). Кто же выпил все молоко? Да это, наверное, всё тот же проказник. Эту улику тоже возьмем с собой. для опознания безобразника. (убираем кувшин в корзину)
Воспитатель: Ну, а мы не будем огорчаться и приготовим другой волшебный фруктовый эликсир. Есть подсказка (показывает схему). Нам понадобится для этого два вида сока.
Скажите, сколько надо взять мерок яблочного сока? (5ложек); а сколько апельсинового? (5 ложек).
Какого сока больше яблочного или апельсинового?
Дети: Поровну, потому что яблочного сока 5 ложек и апельсинового тоже 5 ложек.
Воспитатель: Ребята, выберите себе карточку и посмотрите на обратную сторону, мы составим сейчас пары: апельсин и яблоко, подойдите друг к другу. У кого картинка яблоко, тот отмеряет яблочный сок, у кого апельсин отмеряет апельсиновый сок. Работаем в паре: один отмеряет сок, другой откладывает фишки. Оставьте карточки на столе и приступим к работе.
Дети работают парами: один отмеряет сок, другой отмечает фишками количество.
Воспитатель: Перемешайте содержимое. Наш волшебный эликсир готов.
Из чего вы приготовили эликсир?
Дети: Из разных соков. Яблочного и апельсинового соков.
В. : Сколько мерок яблочного сока вы налили?
Дети: Пять.
В. : Сколько мерок апельсинового сока?
Дети: Пять.
В. : По сколько мерок вы налили?
Дети: По пять, поровну.
В. : Сколько всего мерок сока взяли для приготовления эликсира. (10)
В. : Давайте поставим стаканы в ряд и посмотрим. Налили по десять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока?
Дети: Мерки разной величины.
В. : Давайте сольем в графин ваш эликсир. Попробуем, что у нас получилось? (Да)
Воспитатель ставит на стол разнос со стаканами смешанного сока по количеству детей. Дети берут себе стаканчики.
Воспитатель: (Обращает внимание детей на указатель, подходят к следующему столу). Посмотрите, я вижу листы (пинцетом берёт лист, обследует). Какие листы?
Дети: Чистые.
В. : Пахнут?
Дети: Нет.
В. : Вы что-нибудь видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте обследуем листы на наличие отпечатков. Есть способ увидеть отпечатки.
Предлагаю провести опыт? Согласны?
Дети: Да, проведём.
Воспитатель: Положите свой лист на стол, возьмите широкую кисть, опустите в раствор и смочите весь лист (дети проделывают опыт, сидя за столом)
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Это же следы!
Воспитатель: Интересно, кому они принадлежат? Ребята, как вы думаете, чьи это могут быть следы? (Собаки, кролика, кота, тигра и т. д.)
Воспитатель: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Посмотрите на улики, которые мы собрали. Подумаем ещё раз. У нас есть бусы, рыбка, кувшин из-под молока, следы. Улики показывают, что это? (Кот.)
В. : Чтобы проверить ваше предположение, предлагаю открыть картинку (ИКТ «Открой картинку» картинка –таблица клетки от 1 до 9).
В. : Назовите число последующее числу 5
В. : Назовите число предыдущее числу 4.
Сколько отмерили ложек яблочного сока.
Назовите соседей числа 8.
Сколько выходных в неделе.
Какого числа весенний женский день…
Сколько времен года.
Сколько солнышек на небе.
Воспитатель: Вот вы и нашли нашего безобразника. Теперь вы стали настоящими сыщиками.
Итог:
Воспитатель: Вам понравилось быть сыщиками?
Что мы собирали и для чего?
Что вам понравилось делать?
Всемирная Федерация сыщиков принимает вас в своё сообщество и дарит памятные эмблемы.