Алексеева Оксана
Конспект занятия по петербурговедению для подготовительной группы «Мы по городу гуляем, город вместе изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности подготовительной группы «Мы по городу гуляем, город вместе изучаем».
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о достопримечательностях города Санкт-Петербурга.
Задачи:
Образовательные:
--систематизировать знания детей о знаменитых памятниках и зданиях родного города,
Публикация «Конспект занятия по петербурговедению для подготовительной группы „Мы по городу гуляем, город вместе изучаем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Темочки
-- формировать умения делать выводы, умозаключения.
Развивающие:
--формировать у детей патриотические чувства,
-- совершенствовать умения формулировать свои впечатления от проведения экскурсии,
-- содействовать развитию интонационной речи и движений,
--активизировать словарный запас по теме «Санкт-Петербург», «Экскурсия».
Воспитательные:
-- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к культурным памятникам родного города,
--формировать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими детьми.
Используемые технологии: игровая, информационно - коммуникативная, здоровье – сберегающая, ИКТ.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.
Предварительная работа: показ презентации «Город мой Санкт-Петербург», чтение стихов о Санкт-Петербурге, оформление альбома «Я юный Петербуржец», подготовка детей-экскурсоводов, рассматривание иллюстраций в книгах о городе, разучивание подвижных игр «По болоту Пётр шёл, остров Заячий нашёл», «Каменный лев».
Материалы и оборудование: компьютер, колонка, колокольчик, указки, портреты Петра 1 и других исторических личностей, мольберты с фотографиями достопримечательностей, макеты часов, игры-головоломки со схемами достопримечательностей Санкт-Петербурга, картинки- силуэты достопримечательностей города.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок. (звонит в колокольчик)
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Повернёмся мы к гостям,
Вместе поздороваемся!»
Воспитатель: Ребята! Вы уже многое знаете о городе из наших занятий по Петербурговедению, а вместе с родителями вы путешествуя по городу, выполняли задания для нашего альбома «Я – юный Петербуржец».
И сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию, по значимым (главным) достопримечательностям нашего любимого города Санкт- Петербурга, чтобы пополнить странички в альбоме. А помогать мне сегодня проводить экскурсию будут наши юные экскурсоводы: Алёна, Зоя, Рома, Ярослав и Саша. Ведь скоро у нас выпускной и нам надо успеть доделать альбом юного петербуржца.
Ну, что ж нам пора отправляться на экскурсию, давайте пройдёмся вдоль галереи с портретами знаменитых людей, жизнь которых связана с нашим городом. И попробуем узнать среди них основателя Санкт-Петербурга (дети рассматривают портреты и выбирают Петра 1).
«По болоту Пётр шёл,
Остров Заячий нашёл.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут!»
Кто знает, что это? Правильно, это Петропавловская крепость. А кто из вас знает, почему мы начали именно с неё? (ответы детей).
Экскурсовод (Алёна) : «Строительство города началось с крепости, так как город нужно было защищать. Крепость заложили в день святых Петра и Павла – 27 мая 1703 года. В крепости в честь святых построили собор, и стала она называться Петропавловской. А город царь Пётр Первый назвал в честь своего небесного покровителя- апостола Петра. Санкт- Петербург – это город святого Петра. У собора есть колокольня – высокая башня со шпилем. На башне есть часы – куранты. Они звонят каждые 15 минут. На самом верху шпиля – летящий ангел с крестом. Это флюгер, и он может поворачиваться по ветру» (во время выступления воспитатель фотографирует детей для альбома).
Воспитатель: Отлично! Спасибо Алёне. И прежде, чем мы пойдем дальше, я должна вам сказать, ребята, что в каждом новом месте в котором мы побываем за время экскурсии я буду проверять ваши знания. И если вы справитесь с заданиями, то получите один из фрагментов фотографии, а вот что на ней изображено, вы узнаете в конце нашей экскурсии. Ну, что готовы?
Ребята, вы знаете, что в полдень с бастиона Петропавловской крепости стреляет знаменитая пушка, по выстрелу которой жители и гости нашего города сверяют свои часы. Подойдите к часам и поверните стрелки часов, так, чтобы они показывали полдень. А полдень это сколько? (12 часов дня).
Как только задание будет выполнено, воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и увидеть как стреляет пушка Петропавловской крепости, затем ребята получают один из 5 фрагментов фотографии Зимнего дворца. Молодцы, вы справились с заданием! Давайте продолжим с вами нашу экскурсию:
«Каждый, наверно, назвать мне готов
Остров, что больше других островов.
Был центр Петербурга, когда – то на нём,
Здесь возвели первый каменный дом,
Таможню, Кунсткамеру, дом для сената…
Как этот остров зовётся, ребята?»
Верно, это Васильевский остров! И мы с вами находимся на Стрелке Васильевского острова. Как вы думаете, почему дано такое название?
И я передаю слово своему помощнику экскурсоводу Зое:
Экскурсовод Зоя «Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, по проекту архитектора Доменико Трезини, здесь должна была появится площадь, окружённая домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Поэтому по новому проекту здесь построили правительственные здания. На стрелке очень красиво. Отсюда видно Петропавловскую крепость и Зимний дворец, а также самое широкое место Невы. На стрелке установлены Ростральные колонны. Это такие маяки. Ночью на них зажигали огни, чтобы корабли не наскочили на берег. Теперь их зажигают по праздникам. Посмотрите, ребята, чем украшены колонны? Оказывается, ростр — это нос корабля с украшениями!» (воспитатель фотографирует детей).
Благодарим Зою за интересный рассказ и отправляемся дальше, а куда сейчас догодаетесь…
«На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни,
В праздник,
А зовётся…
Правильно ребята, это Медный всадник. Но, туда мы так просто с вами не попадём. Много дорог перекрыто. Не беда. Я знаю путь туда, но мне нужна ваша помощь. Сейчас до Медного всадника мы доберёмся по особому маршруту. Я буду называть вам количество клеточек, по которым мы идём, а вы должны их провести. Заодно проверим, кто из вас точно и быстро дойдёт до него (дети на листочках в клетку выполняют задание).
Молодцы, вы все справились с заданием! (дети получают 2 фрагмент фотографии и подходят к медному всаднику. О нём нам расскажет экскурсовод Рома.
Экскурсовод Рома. «Медный всадник – памятник Петру 1 на Сенатской площади скульптора Фальконе. Является самым первым памятником нашего города. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Памятник стоит на огромном гранитном камне («Гром -камне») и напоминает волну. Сколько точек опоры он имеет, ребята? (три точки) А кого мы видим в ногах у коня? (змею, она олицетворяет врага.»(воспитатель фотографирует детей).
Воспитатель : Спасибо Роме, а чтобы получить 3 фрагмент фотографии и продолжить экскурсию мы выполним следующее задание (в команде по 2 человека дети выбирают себе «соты» Воскобовича, палочки Кюзенера, блоки Дьенеша и кубики Никитина из которых нужно выложить по схеме одну из достопримечательностей Санкт-Петербурга)
Молодцы, какие вы умные ребята! Смотрите у нас есть ещё один фрагмент фотографии. А сейчас ребята я приглашаю вас поиграть на Дворцовой площади. Как думаете, почему я выбрала именно её(ответы детей).
Дворцовая площадь- главная площадь нашего города. Здесь проходят различные мероприятия, концерты. Выходите играть в игру «Каменный лев»
Проводится игра «Каменный лев». В конце игры ребята получают 4 фрагмент фотографии.
Ход игры: На полу по кругу разложены карточки с силуэтами достопримечательностей Санкт-Петербурга, «рубашками» вверх. Дети идут по кругу, в центре- «лев» (ребенок, которого ребята выбирают считалкой «Люблю по городу гулять.»
Дети: Что ты, лев, лежишь, мочишь,
Ничего не говоришь?
Лучше с нами в круг вставай
И немного поиграй!
Дети останавливаются, «лев» бегает по кругу около детей. По сигналу «Стоп» «лев» останавливается около кого-нибудь из детей. Перед ребенком на полу лежит карточка. Ребенку нужно поднять карточку и назвать достопримечательность Санкт-Петербурга, изображенную на карточке. Ребенок, назвавший правильно достопримечательность, становится в центр круга. Игра продолжается. Карточки убираются из круга.
Давайте прогуляемся по дворцовой площади и посмотрим какие достопримечательности здесь есть.
«Я – колонна из гранита.
На весь мир я знаменита.
Высока и величава.
И побед российских слава!»
Экскурсовод Ярослав. «Александровская колонна. Она воздвигнута по указу императора Николая 1 в память о победе его старшего брата Александра 1 над Наполеоном. Поэтому колонна так и называется. Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны на том, что колонна не была закреплена. На вершине колонны архитектором Монферраном была установлена фигура ангела, изначально задуманная в граните; но в последний момент пришлось заменить её на кирпичную кладку с обычным раствором.» (воспитатель фотографирует детей)
Воспитатель: Очень интересно, спасибо Ярослав, а я передаю слово нашему экскурсоводу Саше.
«Здание строгое, большое,
Сразу видно – боевое.
Кони с силой бьют копытом,
И победы не забыты.»
Экскурсовод Саша: «Здание Главного штаба. Сейчас в нём находится командование Западного военного округа. Ребята, обратите внимание, здание Главного Штаба показано в двух вариантах, каким оно было в 19 веке и каким является сейчас. Скажите, в чём различие между ними? (Дети называют различия, а Саша поясняет правы ли они.
Верхнее изображение – это первоначальный вариант арки, он не предполагал наличие колесницы. На нижнем изображении появился купол. Здесь же, на Дворцовой площади напротив Главного штаба находится самый большой и главный дворец в нашем городе - Зимний дворец, в котором русские цари и их семьи жили зимой. Белые колонны, множество статуй на крыше, зелёные стены». …Воспитатель останавливает рассказ экскурсовода, благодарит за выступление и отдает ребятам последний 5 фрагмент фотографии.
Воспитатель: Я благодарю своих помощников, вы все ребята молодцы и справились со всеми заданиями, мы получили последний фрагмент фотографии, давайте посмотрим что у нас получилось (ребята складывают вместе фотографию Зимнего дворца).
На этом наша экскурсия подошла к концу. В следующий раз мы обязательно побываем на экскурсии в Зимнем дворце и сделаем много интересных фотографий для нашего альбома «Я – юный Петербуржец».
Рефлексия.
--Где мы побывали сегодня?
- Чья экскурсия вам больше всех понравилась? Почему?
- Что было самым сложным для вас во время экскурсии? А самым интересным и запоминающимся?