Татьяна Рогова
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию.
«Игрушки из бабушкиного сундучка».
Цель: Приобщение к истокам духовной культуры русского народа через традиционную народную игрушку.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о русской народной игрушке (традиционной тряпичной кукле, дымковской игрушке, матрёшке);
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе „Игрушки из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс;
3. Расширять кругозор детей о применении куклы в старину и наши дни ;
4. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества: загадки, игры- хороводы;
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, связную речь, обогащать словарный запас;
6. Обобщать и систематизировать представления детей о природных материалах и их использовании в быту, игре;
7. Воспитывать ценностное отношение к народным традициям, обычаям и бережное отношение к народной игрушке.
Предварительная работа: чтение потешек, разучивание колыбельных песен, проведение русских народных игр, изготовление тряпичных кукол (пеленашка, кувадка, кукла-полено, масленица, пасхальная голубка, отдаток на подарок, птичка, лошадки, малышок-голышок, мартинички, кукла-колокольчик).
Оборудование: народные тряпичные куклы (экспонаты мини-музея, народные игрушки : Дымковская барыня, Кукла-полено, Матрёшка, музыкальная запись «Барыня».
Ход совместной деятельности:
Воспитатель:
Колокольчик озорной!
Ты друзей в кружок построй!
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты- мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель:
-Ребята, сколько у вас в группе игрушек! Вам нравятся ваши игрушки? Расскажите, какие они? А где же изготавливают их? (на фабрике).
-А в старину дети могли только мечтать о таких чудесных игрушках, как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители.
-Вы уже много знаете игрушек, с которыми играли в старину. Что это за игрушки (тряпичные куколки). А хотите с ними поиграть?
-Тогда я приглашаю вас в наш музей «Русская горница», где мы и поиграем.
Игра «Назови и расскажи» (ребёнок выбирает понравившуюся куклу, называет её, рассказывает о ней).
-Ребята, а эти игрушки вам нравятся?
- А вы хотели бы познакомиться с другими игрушками, которые тоже пришли к нам из далёкого прошлого?
Тогда вернём игрушки на место в музей. А у меня для вас сюрприз.
«Посмотрите, сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас подойду,
Может, что-нибудь в нём найду».
- Этот сундучок достался мне от моей бабушки, она в нём хранила свои игрушки, когда была маленькая. А теперь я покажу его вам ….
-Садитесь на места, будьте внимательны, вас ждут сюрпризы.
Достаю из сундука полено.
-Посмотрите, что у меня в руках? (показываю полено). Правильно. Это полено. Как вы думаете, можно ли с ним играть? (нет). А что можно сделать с поленом, чтобы с ним захотелось поиграть? (сделать куклу).
-А вот посмотрите, что из полена сделали Рита с мамой.
В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Это обыкновенная кукла-«ПОЛЕНО», с такими куклами играли дети. Они делались из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья- игрушка готова.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
-Наша кукла «ПОЛЕНО» весёлая и озорная, и очень хочет с вами поиграть.
Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Игра проводится 1 раза.
- Спасибо Рите и её маме за такую замечательную куклу, она останется жить у нас в музее.
Присаживайтесь на стульчики.
-В сундучке ещё сюрприз нас ждёт.
Воспитатель:
-Следующая игрушка спряталась в загадке:
Эта игрушка не простая,
А волшебно расписная,
Белоснежна, как берёзка,
Кружочки, клеточки, полоска-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка- барыня)
-Из чего делали эти игрушки? (глина)
А кого ещё изображали дымковские мастера в своих игрушках?
Появилась эта игрушка в селе Дымково.
Эти весёлые игрушки лепили из глины, обжигали в печи, расписывали яркими цветами (прошу отнести игрушку в музей).
Воспитатель: Ребята, а у меня ещё есть сюрприз. А узнаете его из следующей загадки:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (Матрёшка).
Появилась первая м. очень давно. Привезли её из другой страны. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали старинным русским именем - Матрёна.
-Матрёшка, игрушка не простая, а с секретом.
-Кто знает её секрет (прячутся одна в другой).
-Ой, ребята, матрёшки разбежались (достаю из сундука два набора матрёшек). Вы поможете их собрать?
Игра «Собери матрёшку».
-Молодцы!
-Вам понравились игрушки из сундучка (ответы детей).
-А какая больше всего? (ответы детей).
-Ребята, игрушки остаются жить у нас в мини- музее и вы с ними сможете ещё не раз поиграть.
-А наша матрёшка тоже приготовила для вас сюрприз- вкусный, сладкий. А узнаем его, когда развернём яркую обёртку (сюрприз - конфеты матрёшки).
Приглашаю детей на чаепитие у самовара.