Наиля Губейдуллина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы. Развивать интерес к исследовательской деятельности
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, ученые, прозрачный, лёгкий, невидимый, опыты.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики с водой, полиэтиленовые пакеты, баночки с ароматическими веществами, игрушка-вертушка,
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и встают полукруг.)
Воспитатель: к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(Слышен стук в дверь тук, тук. Заходит Незнайка….
Воспитатель: Здравствуй Незнайка. Почему ты такой грустный?
Незнайка: здравствуйте ребята.
Незнайка показывает два шарика. Я не понимаю, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
Как вы думаете, почему? ( ответы детей: шарик сдулся) Ребята, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим). Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).
Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?
Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей).
Подвижная игра «Воздушный шар»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.
С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел, да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).
Воспитатель: вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут.
Воспитатель: для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д. А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, это помещение называется лаборатория.
Воспитатель: а вы хотите стать учеными и посетить нашу лабораторию?
В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Я приглашаю вас в лабораторию.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Проходите, ребята в научную лабораторию и располагайтесь.
Опыт 1. «Поймай воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: в нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт №2 «Без воздуха не прожить»
Воспитатель: можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы с вами проведё м эксперимент: зажмём нос и рот. Как мы себя чувствуем?
Дети: Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха.
Воспитатель: значит, для чего нужен воздух?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: правильно, значит сделаем вывод: воздух нам нужен, для того чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух? (ответы детей – нет, не видели). Если мы воздух не видим, значит, он невидимый, прозрачный. Он повсюду: вокруг нас, внутри нас, и высоко в небе. Какой воздух? ( ответы детей: невидимый, прозрачный). Значит, сделаем вывод: воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель: перед следующим опытом давайте немного отдохнём. Давайте поиграем с Незнайкой и может тогда он нам улыбнется.
Проводится физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт№ 3: «Можно ли увидеть воздух?»
Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). На воде появились пузырьки. Пузыри получаются из воздуха. Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод: Воздух легче воды. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.
Опыт№ 4: «Может ли воздух пахнуть?»
Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его. (Ответы детей). А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей). Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. (Дети говорят, что почувствовали запах чеснока, кофе, лимона). Ребята, вы почувствовали разные запахи, вывод: запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.
Опыт№ 5: «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: - Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете? (Ответы детей) (ветерок).
-Когда мы подули на ладошки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ваши ладошки почувствовали это. Значит, сделаем вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Наши эксперименты подошли к концу.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась наша работа в лаборатории?
Незнайка: да, понравилось, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные исследователи. Теперь я понял, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. Я много узнал про воздух. За то что, они мне помогли, я ребятам приготовил подарок – вертушку, чтобы вы могли на прогулке наблюдать за движением воздуха.
(Незнайка прощается с ребятами и гостями).
Воспитатель: ребята, где мы сегодня побывали? Кто к нам в гости приходил? что узнали нового? Какой он? ( Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, он не пахнет, но может передавать запахи, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались, давайте с вами попрощаемся с нашими гостями.