Борисова Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познанию в средней группе по теме «Зима в городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая ОО: Познавательное развитие
Интеграция ОО: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-личностное.
Программное содержание.
Задачи: Расширить представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь; подвести детей к пониманию необходимости бережно относиться к своему здоровью.
Предварительная работа: Чтение Н. Носов «Горка», С. Маршак «Академик Иванов. Гололёд».
Публикация «Конспект занятия по познанию в средней группе по теме „Зима в городе“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Материал и оборудование: календари наблюдения за погодой, ноябрь, декабрь, январь, февраль; иллюстрации с изображением лета, поздней и ранней осени, зимы; картинки с изображением людей, одетых в соответствии с разными временами года; цветные карандаши, маленькая машинка, ножницы и веревка.
Планируемый результат: дети знают характерные признаки зимы; умеют анализировать, сравнивать, делать выводы; бережно относятся к своему здоровью.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель: Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю пушистым одеялом.
Побелели дорожки, тонкой плёнкой покрылась речка, притихла, уснула как в сказке.
Сосны и ели оделись в тяжёлые шубы, одели белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек тоже одели в белые шубки
Дети затрудняются ответить. Воспитатель задает наводящие вопросы.
-О каком времени года рассказ? Как вы догадались?
-Что за шубы и шапки на деревьях?
Решение подсказывает воспитатель, продолжая рассказ.
-Давайте я продолжу, дети выбежали на санках, да на коньках кататься, в снежки поиграть, и такая тут потеха пошла, что мороз, не мороз. (Это зима. Шубы, одеяла и шапки – снег, а плёнка-лёд.)
2. Основная часть.
Перед детьми расположены картинки с изображением лета, ранней и поздней осени, зимы. Детей разделите на 4 группы и попросите каждую группу выбрать картинки с определенным временем года.
-Как вы догадались, что на картинке изображена ранняя осень? Жаркое лето?.
На другом столе- картинки с изображением по разному одетых людей. Нужно соотнести одну группу картинок с другой. Свой выбор дети должны обосновать.
-Вспомним, какая погода была осенью, например в ноябре (по календарю наблюдений)
-Какой день в ноябре был самый холодный?
-Какой самый ветряный?
-Когда пошел 1-ый снег? Сравните погоду в четверг и в субботу?
-Как изменилась погода в декабре?
-В какой из дней пошёл сильный снег? Сравните субботнюю погоду в ноябре, в декабре, в январе.
-Какая погода будет в феврале? Попробуем предсказать.
Физкультминутка
Звучит музыка на тему «Зима». Дети ловят на ладошки падающие снежинки, а воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Нагулялись, замерзли, съежились, дрожим… Побежали домой, греться!
Работа с пособием
Задание «Какую одежду выберут ребята для прогулки?»
-Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? (Ребята собираются на зимнюю прогулку)
-Какую одежду им выбрать? Давайте им поможем.
Снега много везде: на деревьях, на домах, на земле. Мы видели с вами работу дворника.
-Где он убирает снег? (на тротуаре.)
-На проезжей части тоже снег.
-Как убрать его? (Снег с дороги убирает специальная машина)
-Как вы думаете, как она называется?
-Почему дороги надо убирать от снега?
Задание «Раскрась машину, которая приводит город в порядок».
-Раскрасьте машину, которая приводит город в порядок.
-Что еще делает дворник? (посыпает дорожки песком)
-Зачем? (На дорогах бывает гололёд)
-Что это такое?
-Как получилось такое слово?
Не идётся и не едеться
Потому, что гололедица
Но зато прекрасно падается
Почему никто не радуется?
Гололёд очень опасен для людей и для машин. Проезжую часть посыпают песком специальные машины.
В гололёд надо быть особенно аккуратным при переходе улиц.
Проведем опыт.
Найдем в помещении группы то место, которое на ощупь было бы похоже на асфальт.
-Какой асфальт на ощупь? (шершавый)
Дети ходят по группе, трогая руками горизонтальные поверхности.
-А лёд какой? (гладкий)
«Асфальтом» может служить ковёр, а «льдом» линолеум или поверхность пластикового стола.
Небольшую машину прокатим сначала по ковру (асфальту). Отметим кубиками начало и конец пути. Затем эту же машину пустим по гладкой поверхности, например стола.
Путь машинки на столе получился значительно длиннее. Определяем это при помощи сравнения. Поскольку мы катаем машинку в разных местах и на глаз невозможно сравнить отрезки пути, надо предложить детям придумать способ сравнения. Если ребята затрудняются сделать это, надо показать им, как измерить путь на ковре (приложить один конец веревки к началу пути, протянуть верёвку до второго кубика и отрезать веревку). Второй путь на столе дети измеряют самостоятельно.
Потом верёвки сравнивают по длине и делают вывод о том, что на скользкой дороге машине труднее остановиться.
Задание «На каком рисунке зима? Расскажи»
-Посмотрите внимательно и скажите, на каком рисунке зима? Как вы догадались? Расскажите.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия
Задание «Кто из детей поступает правильно?»
-Какое время года изображено на картинках? Почему вы так думаете?
-Расскажите, что делают дети на картинках?
-Зачем зимой посыпать дорожки песком?
-Зачем девочка посыпает песком горку?
-Что бы вы сделали, если бы увидели, что кто то посыпает горку песком?
-В какие игры можно играть зимой? Можно ли бросать снежки в окно?
Отгадайте загадки. Объясните, по каким причинам вы догадались о чем идет речь.
Покружилась звездочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (Снежинка)
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре нагреете,
Я пропаду. (Снежный ком)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло-
Одеяло утекло. (снег)
Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
У избы побывал, все окно разрисовал,
У реки погостил, во всю реку мост мостил (мороз)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша- толстое стекло (лёд)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечёт-
Заплачет она и умрет. (сосулька)
Зопорошила дорожки,
Разукрасила дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно (лёд)