Маргарита Стратулат
Конспект занятия по поликультурному образованию с использованием мультимедийной презентации «Прогулка по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9» города Ярославля
Конспект занятия по поликультурному образованию
с использованием мультимедийной презентации
«Прогулка по родному городу»
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Подготовила: воспитатель
Стратулат М. И.
Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект занятия по поликультурному образованию с использованием мультимедийной презентации „Прогулка по родному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- расширять представления детей о родном городе;
- продолжать знакомить детей с русской народной культурой
Развивающие:
- развивать интерес детей к окружающему миру, творческое воображение;
- развивать представления детей о своей культурной принадлежности;
- обогащать и развивать словарный запас детей
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию России;
- воспитывать интерес к национальной культуре
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Используемые технологии : здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная; личностно-ориентированная; игровая
Предварительная работа: в уголке краеведения - альбомы, папки: «Моя семья», «Мой город», «Легенда об основании Ярославля», «Государственная символика России», «Москва - столица России», и др. ; русские народные сказки; подборки дидактических игр, русских народных, хороводных, подвижных игр; детской художественной литературы.
Взаимодействие с семьей: целевые прогулки и экскурсии родителей с детьми по городу и району проживания;
Материал и оборудование: фотографии с достопримечательностями города, интерактивное оборудование.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, веселое). Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Передавая мяч по кругу, назовите имена своих друзей: Арина, Данияр, Ксюша, Азамат, Милана, Саша, Женя, Даниель, Света, Ника ….
Мы все очень дружно живем в нашем детском саду.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей) Какая она? (ответы детей)
В стране нашей, самой на свете большой,
Есть город, для всех нас родной.
Стоит он над Волгой,
Прекрасен, как встарь,
И имя ему - Ярославль! (ответы детей) (Слайд 2)
Воспитатель: Ярославль - древний русский город. Ему более тысячи лет. Какое-то время в истории, Ярославль был вторым городом в московском княжестве, отсюда и такая поговорка: «Ярославль-городок - Москвы уголок» В центре Ярославля на площади Богоявления расположен памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому. (Слайд 3)
Воспитатель: Как называют жителей Ярославля? (ответы детей)
На какой реке стоит наш город? (ответы детей)
Ярославль - не просто город,
В нем российская душа!
Он, как прежде, ныне молод,
А как Волга хороша! (Слайд 4)
Воспитатель: Волга - одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским народом. Волга-матушка - так ласково ее называют не только в России. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов провел свое детство вблизи Волги:
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь…
Ярославль - первый христианский город на Волге. На весь мир знамениты церкви и храмы Ярославля. Главным храмом города является Успенский кафедральный собор. Он расположен на Стрелке - самой древней территории Ярославля, где был основан наши город. (Слайд 5)
Первой церковью города была Церковь Ильи Пророка. Она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом - в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день памяти этого святого. (Слайд 6)
В Ярославле огромное количество православных храмов и современных христианских церквей: куда ни обернись - повсюду золотые купола.
Физкультминутка
Мы по городу шагаем (идут)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево,
Ярмарки и магазины (поворот вправо,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты! (Потянулись вверх - присели)
Воспитатель: Эту улицу знает и любит каждый ярославец. Посмотрите внимательно на фотографии и послушайте загадку:
Что за улица такая:
В середине мостовая,
Слева Волга-река,
Справа - церкви и дома.
-Узнали? Верно, это Волжская набережная. Объясните, почему она носит такое название (Ответы детей). (Слайд 7-8)
- Чем набережная отличается от улицы? (располагается вдоль реки, и является своего рода берегом)
Воспитатель. На Волжской набережной есть музей истории города. Он представляет историю Ярославских земель с древности. (Слайд 9-10)
Воспитатель проводит дидактическую игру «Назови свою улицу». Дети по кругу передают мяч, каждый при этом называет улицу, на которой он живет. В том числе, улицы: Мельничная, Базарная, Заовинная, Кирпичная, Большая Луговая, Туговская, Ямская.
Воспитатель: Дома на этих улицах и наш детский сад находятся в исторической части Фрунзенского района Ярославля. Некоторые из этих улиц входили в Коровницкую слободу, Коровники. (Слайд 11-12) Название получила по занятию жителей - разведению коров. Однако жила Коровницкая слобода не только молоком да мясом. Здесь еще ловили рыбу, выращивали овощи, хлеб. (Слайд 13- 16)
Дети по очереди выходят и загадывают русские народные загадки.
• Четыре крыла, а не птица
Крыльями машет, а не с места (мельница) (Слайд 17)
• Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут
В порошок ее сотрут (мельники)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, улица Мельничная почему так называется? (ответы детей)
Люди по профессии мукомолы или мельники из зерна делают муку. Ребята, манку, оказывается, тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки - лузгают их как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка для каши. Из мелкой муки пекут хлеб, пирожки.
• Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь
Чтобы хлеб к утру испечь (пекарь).
Воспитатель: Люди жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом. Особенно же процветало здесь кирпичное и гончарное ремесла. (Слайд 18)
• Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(гончар)
Воспитатель: В окрестностях Коровников было много глины и именно здесь мастера-керамисты создавали лучшие в округе изразцы. (Слайд 19)
Изразцовые орнаменты стали отличительной чертой ярославского зодчества. Разнообразные по рисунку и размерам плитки формировались из красной глины в специальных деревянных колодках, а затем подвергались обжигу. Ярославские мастера использовали глазурь пяти различных цветов, а мотивы для узоров черпали из народных сказаний и поверий.
Ярославцы были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов, которые облегчали и ускоряли их труд. (Слайд 20)
• Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
иль теплую рубаху,
потому что (пряха)
• Я лечу людей,
маленьких детей,
не гончар, не пекарь,
а самый лучший ….(лекарь) (Слайд 21)
• Он любит свою Родину
и жизнь готов отдать.
Только он достоин –
Звания - (воин) (Слайд 22)
Воспитатель: По соседству с Коровниками есть Тугова гора. По преданиям хан Батый, начав поход на русские земли, разорил десятки городов и сел. Ярославль тоже был разорен. Ярославцы понесли большие потери. Долго-долго после этого приходили на место сражения плакать и тужить об убитых жены, дети, друзья павших в бою горожан. От старославянского слова «туга» - «скорбь», «печаль» Гору, на которой произошло сражение, назвали Туговой.
Воспитатель Дети, на какой улице расположен наш детский сад? (на Московском проспекте) Чем проспект отличается от улицы? Проспект ничем не отличается от улицы. Проспект - это широкая прямая улица.
Раньше это был Московский тракт - старая ярославская дорога на Москву.
Так повелось в России на века, коль нужно ехать, ищем ямщика. Жили ямщики в селениях слободами по 16-30 домов около почтовых трактов со своими семьями в так называемых ямских избах, имели выделенные государством земельные паи и покосы. В их обязанность входило держать лошадей, чтобы по первому требованию можно было незамедлительно выдвинуться в путь. (Слайд 23)
Дети, кто из вас живет на Ямской улице? Где она находится? (Рядом с нашим детским садом). А Базарная улица? (Тоже недалеко) На улице Базарной жили богатые купцы.
• Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(купец) (Слайд 24-25)
Воспитатель: послушайте русскую народную сказку «Ямщик и купец».
Богатый купец часто зазывал к себе всяких людей, поил, кормил, угощал: только коли кто скажет ему противное - того непременно поколотит.
Раз зазвал он к себе ямщика. Тот отпряг лошадей, вошел в хоромы и после долгого угощения сказал: «Довольно, хозяин! Мне пора ехать».
Купец давай его бить, так что ямщик едва вырвался и стал запрягать лошадей. Купец за ним. Ямщик нарочно начал дугу вкладывать кольцом назад. Купец закричал: «Не так вкладываешь!»
А ямщик давай его бить да приговаривать: «Не твое дело указывать! Не твое дело указывать!»
Воспитатель: Дети, кто герои этой сказки? (Богатый купец и удалой ямщик)
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Воспитатель: О жизни наших предков дают нам представление и народные игры. В народе говорят: «Когда это было? При царе Горохе». Что это означает? (Ответы детей)
Давайте поиграем в русскую народную игру «Царь-Горох». По считалке выбирается Царь-горох - правитель древности:
Тили-тели, на лавочке сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной. А ты кто такой? (Слайд 26)
Царь садится на «трон». На голову ему можно надеть корону. Остальные дети отходят в сторону и договариваются, какое действие будут показывать (имитация какой-либо работы). Договорившись, играющие подходят к Царю-гороху и говорят : «Царь-Горох, прими нас на работу».
Царь: «А что вы умеете делать?»
Игроки: «Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем».
Дружно имитируют одинаковое действие. Царь-горох отгадывает, и называет действие. Если царь угадывает - все разбегаются, а Царь-горох ловит и ведет к себе в работники. Новым Царем станет последний самый быстрый игрок и игра повторяется.
Воспитатель: Умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать. (Слайд 27) Любили хороводы и веселые пляски и игры. Отмечали широкую Масленицу. На святки детвора собиралась ватагами и ходили по домам колядовать. Пели песни, желали добра и процветания хозяину дома. За коляду полагалось что-нибудь вкусненькое.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
Ребята вы сегодня молодцы, спасибо вам за активное участие. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.