Татьяна Толстая
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе.
Задачи: Закрепить знания детей о звуках, буквах, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, умение делить слово на слоги; развивать умение согласовывать движение руки с прочитыванием слога, слова; воспитывать интерес к началам грамоты, желание узнать и познакомиться с новыми знаниями о звуках и буквах.
Публикация «Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте, Старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Ход: 1. Релаксация:
Дети стоят кругом. Уточняется время года, название весеннего месяца, дня недели.
Воспитатель предлагает взяться за руки и произнести добрые слов:
-Добрые слова не лень повторять мне трижды день
Только выйду за ворота всем, идущим на работу
Кузнецу, ткачу, врачу «С добрым утром!»- я кричу
«Добрый день» - кричу я вслед всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю всех, домой идущих к чаю
В: Ребята, вы ощутили теплоту ладошек своего соседа? А свою передали? Я, думаю, что путём прикосновения ладошек и произнесения добрых слов у нас передалась доброта от одного ребёнка к другому. А волшебные слова станут друзьями нашими, и в наших сердцах останется много доброты, которую мы постараемся оставить навсегда.
2. Воспитатель замечает письмо
-Ребята, посмотрите, что это?
«Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка, пролетая обронил.
Может кот письмо как мышку на окошко заманил?»
В: - Ребятушки, а скажите, воробьшки к нам наверное почувствовав весну прилетели?
Как вы думаете?
А какие же птицы прилетают в наш край весной?
Что же нам делать с письмецом?
«Здравствуйте дорогие ребята, старшей группы «Капелька» пишет вам Зайка – Любознайка. Пишу письмо вам с надеждой на вашу помощь. Я очень любознательный, и я больше хочу узнать о звуках и буквах, чтобы научиться читать. Помогите мне, пожалуйста».
3. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель и дети встречают Зайку - Любознайку. Зайка спешит к буквенному фризу (клоуну Клёпе, подходит к Тиму и Тому, спрашивает обо всех, расстроен, что никого не знает. Воспитатель и дети успокаивают Зайку, предлагают присесть, посмотреть и послушать, что будут делать дети.
Далее воспитатель спрашивает:
- Какие зайцы бывают по окраске? Почему меняется цвет шёрстки? А какие зайцы живут в нашей местности?
4. Воспитатель начинает беседу о язычке.
-При помощи чего мы говорим слова, предложения?
Дети рассказывают, где у нас живёт язычок и почему он весёлый (много говорит, поёт и т. д.)
-А что же помогает язычку в разговоре (зубы, губы, горлышко, лёгкие). В разговоре мы произносим звуки.
-Ребята, давайте Любознайке расскажем какие бывают звуки (гласные, согласные)
-А чем они отличаются? Одинаково ли произносятся?
-Дети, назовите все гласные звуки с которыми вы уже знакомы (а, о, у, ы, и)
-А теперь согласные (п, м, с, х, ш, л, н, р, б, т)
-Теперь я буду называть все знакомые звуки и гласные и согласные, а вы должны, услышав гласный звук присесть.
5. Любознайка:
_Ура! Теперь я буду писать звуки!
В: Дети! Разве звуки можно писать?
Дети объясняют зайке, что звуки мы произносим, а буквы пишем. Буквы – это знаки.
В: -Ребята! А Любознайка ведь не знает кто вас с буквами знакомит, расскажите ему о клоуне Клёпе.
-Какие бывают букв (гласные и согласные)
-Покажите, кто хочет, и правильно назовите отдельно гласные и согласные буквы
-Какие особенности у гласных и согласных букв? (они одеты в разные одёжки гласные в красную, согласные в синюю)
-Ну, что Любознайка, интересно?
-А сейчас будет ещё интереснее, когда дети начнут играть со звуками и буквами
-Покажем Зайке, что мы уже знаем, пусть научится.
6. Работа с картинками.
Задание детям:
-Скажите, с какого звука начинается слово, обозначающее предмет на этой картинке (демонстрируются предметные картинки)
7. Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Игра с красными и синими флажками.
8. Ребята! А ведь наш Любознайка даже не подозревает, что согласные и гласные звуки бывают твёрдые и мягкие. А вот их друзья (обращает внимание на Тима и Тома). Дети рассказывают о том, что Том – друг твёрдых звуков, а Тим – друг мягких звуков. Расскажите Любознайке какой цвет соответствует мягкому и твёрдому звукам (синий – твёрдому, зелёный – мягкому)
9. Дети придумывают слова, которые начинаются с мягкого и твёрдого звуков.
Дети объясняют Зайке, что слова состоят из частей – слогов. Используя хлопки, дети узнают и называют количество слогов в словах: шапка, картошка, волк, весна, ручка, письмо, рак, зайка.
10. Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе …»
- Ребята вы хотите поиграть на пианино? Покажите Любознайке как способом игры пальцев на карточках, как на пианино, мы учились читать слоги и слова.
(Дети раскладывают карточки со знакомыми буквами, находят К, И, Т располагают по очереди как у воспитателя на доске. Игра на карточке ведётся левой рукой от безымянного по указательный палец, произнося каждый звук с одновременным нажатием на букву. Даются сведения о ките.
Аналогично читается слово НОС.
11. Воспитатель обращается к Зайке – Любознайке : «Заюшка, а хочешь, мы сделаем тебе подарки?
З: Да! Хочу такие же карточки как у детей. Дети на пустых карточках фламастером печатают по одной букве названной воспитателем и дарят Любознайке. Зайка благодарит и прощается.