Каширина Екатерина Анатольевна
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
Интеграция ОО: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественное развитие.
Образовательные задачи:
обобщить и систематизировать знания детей России;
уважительное отношения к государственным символам;
закрепить знания детей о достопримечательностях города Мичуринска.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию для подготовительной группы „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи:
развивать мышление, воображение, память, навыки речевого общения, творческие способности детей.
Воспитательные задачи :
воспитывать у детей патриотические чувства к Родине : любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней, интерес к своей малой Родине.
Материалы и оборудование: наглядно-дидактические пособия, глобус, портреты писателей, салфетки, клей
Предварительная работа:
1) беседы о своём городе, о России, её символике;
2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего родного г. Мичуринска;
4) чтение стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных сказок
Ход ООД
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)
Отвечаю травам я (Отпустить руки вниз)
Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)
Воспитатель : Ребята, я сегодня пришла в группу и обнаружила на столе конверт. А вы хотите узнать, что в конверте?
Дети: (ответ)
Воспитатель : Тогда открываем конверт. Ребята, а здесь только грустный смайлик, но на нем что-то написано (это загадка).
У желтенького солнышка
Лучи не горячи
У желтенького солнышка
Белые лучи. (ромашка)
Дети (ответ).
Воспитатель : Правильно, но здесь нет ромашки одна серединка. Где же лепестки?
Воспитатель : Ребята, здесь еще что то есть, это письме.
«Ребята, я ромашка символ нашей Родины, России. Был сильный ветер и сорвал все мои лепестки и разбросал по всей нашей стране. Помогите мне пожалуйста вернуть их обратно, мне без них очень грустно».
Воспитатель : Белая ромашка — это истинно русский цветок, символизирующий Россию.
Воспитатель : Ну что ребята, поможем вернуть ромашке лепестки?
Дети: (ответы).
Воспитатель : Тогда мы можем отправиться в путешествие по нашей необъятной России на поиски лепестков. А скажите мне пожалуйста, на чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: (ответы).
Воспитатель : Я предлагаю отправиться на автобусе, который нас уже ждет. Но для того чтобы занять свои места в салоне, нужно приобрести билет. Цена билета ваша улыбка! А билеты можно приобрести у водителя. Так как у меня есть водительские права, я буду водителем и вас повезу. Но вы должны мне еще назвать правила поведения в общественном транспорте.
Дети: (правила).
( Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
Основная часть.
Остановка №1 «Географическая»
Воспитатель : Ребята, что такое глобус (модель земли? А что на нем изображено (моря, океаны, страны? На планете много разных стран, но самая большая страна. Как она называется (Россия?
Дети: Россия, Российской Федерации.
Воспитатель : А какая она Россия? Большая, красивая, необъятная, богатая, сильная, огромная. Ребята, а кто мы с вами? Граждане России – россияне. Наша страна распложена в двух частях света: в Европе и в Азии. Какими омывается тремя океанами (Северным-Ледовитым, Атлантическим, Тихим?
Когда на одном конце страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
Вы говорите, что Россия – богатая страна, а чем она богата (много лесов, зверей, растет множество ягод и грибов?
Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. Ребята, люди каких национальностей живут в нашей стране (башкиры, татары, чуваши, буряты, чеченцы, чукчи и т. д.?
Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции.
Кто знает, чем является Родина для каждого из нас (Родиной? А что такое Родина (это место, где мы родились, где мы живем, это наша страна).
Правильно, ребята. Родина – это наша страна, ее не выбирают, она дается человеку от рождения.
Стихотворение о Родине
Россия - Родина святая,
Люблю тебя я всей душой.
Росеня - ты обитель рая,
Горжусь Великою страной!
От запада до Поднебесной С сияньем северных ночей,
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей.
Народ России мудрый, честный,
Веками доблесть доказал.
В суровых битвах - Победитель, Дух, волю, силу показал.
Дети выкладывают из букв слова “Родина” и “Россия”.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Получите первый лепесток ромашки.
( Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
Остановка №2 «Государственная»
Воспитатель : Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети: Герб, флаг, гимн,
Воспитатель : Флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?
Дети: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель : Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети: трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.
Воспитатель : Что обозначают эти цвета?
Дети: (ответы детей)
Белый цвет означает мир, чистоту;
Синий цвет символ веры и верности;
Красный цвет символизирует силу, кровь, пролитую за Отечество.
Лиза:
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
Воспитатель : Кто мне расскажет про герб?
Дети: Герб – это эмблема государства. "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера) ; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".
Маша:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель : Ребята послушайте одну мелодию. (Звучит гимн России). (Дети встают) - А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя.
Воспитатель : Ребята, а где мы можем увидеть символы России?
Дети: (почетные грамоты, документы, деньги, печати,
Воспитатель : А где мы можем услышать гимн РФ?
Дети: (на торжественных мероприятиях, на государственных праздниках).
Воспитатель : Молодцы ребята, скажите, кто управляет нашим государством?
Дети: (Президент)
Воспитатель : Как его зовут?
Дети: (Владимир Владимирович Путин)
Воспитатель : Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека.
Воспитатель : Хорошо ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди Российский флаг». Молодцы и так же нужно из всех предложенных «Найти герб Российской Федерации». Дети выполняют. (проверяют, правильно ли выполнили задания)
Воспитатель : - Молодцы, ребята, вы справились. Но, у каждой страны есть главный город. А какой город является столицей России (Москва? Это самый густонаселенный город России и Европы. Именно с Московского Кремля и начинается история Москвы. Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов. Сейчас Кремль – это украшение города Москвы. Кто-нибудь знает из вас как называется главная башня Кремля (Спасская?
Что вы на ней видите (огромные часы с цифрами? А как называются эти часы (куранты? Куранты показывают время, по которому живет вся страна. В Кремле работает наше правительство – наш президент. В Москве распложена главная площадь нашей страны – Красная Площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады.
Кроме государственных символов России, есть неофициальные символы России (русская береза, матрешка, самовар, валенки, медведи. балалайка).
Молодцы, ребята! Получайте второй лепесток ромашки.
Физкульминутка.
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель : Отправляемся дальше. Проходите в автобус, занимайте места.
( Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
Остановка № 3: «Россия – страна мастеров»
Воспитатель : Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Воспитатель : Ребята, вот здесь на столе лежат пазлы разных росписей вам надо собрать и определить роспись. (Работа в парах у каждой пары на столах лежит часть пазла дети должны подобрать картинку. Молодцы, ребята, вы справились вот и еще один лепесток.
Проходите в автобус занимайте свои места.
(«Шум двигателя едущего автобуса» едем дальше)
Воспитатель : Станция называется “Географическая”
– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)
– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Воспитатель : Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)
– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т. д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель : Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель : А теперь ребята разделитесь на подгруппы и из деревянных кубиков выложите узор “Хохломской” и “Городецкой” росписи. Молодцы, ребята, справились с заданием и заслужили еще один лепесток.
Остановка № 4 «Малая Родина»
Воспитатель : - Кто ответит, что такое малая родина?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Воспитатель : Правильно. Это наш родной город – Мичуринск.
Сейчас я вам расскажу, как возник наш город. На том месте, где стоит наш город, была большая гора и густой, непроходимый лес. Что такое лес? Что там растет? Кто там живет? Лес люди вырубили и на том месте построили маленькие деревянные дома, которые потом превратились в крепость. Около крепости был огромный ров, вместе они защищали жителей от набегов врагов. Жители города разводили скот, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы. В лесах водилось огромное количество козлов, поэтому и город вначале назывался Козлов. И на гербе города был нарисован козел на зеленом бугорке. Прошли столетия. Изменилась жизнь людей, появились многоэтажные каменные дома, другие здания, стали развиваться техника, наука. В нашем городе жил и работал известный всему миру ученый-селекционер Иван Владимирович Мичуринск, город получил статус города-наукограда.
Ребята, а скажите какое у вас любимое место в городе? Сейчас я вам покажу картинки, а вы скажете, что изображено на них, на берегу какой реки расположен наш город. Посмотрите, флаг и герб нашего города. Флаг Мичуринска представляет собой прямоугольное полотнище с красной, белой и зеленой полосами (цвета исторического герба города). Герб оформлен в виде щита.
Ребята, а какие знаменитые люди жили и работали в нашем городе (И. В. Мичурин; В. М. Зельдин – актер театра и кино; С. С. Брюхоненко – известный советский врач; А. М. Герасимов – советский художник-живописец).
А какие в Мичуринске есть музеи (Дом-музей Герасимова, Мичурина; литературно-музыкальный музей Голицына; краеведческий музей).
Игра с мячом “Назови свой домашний адрес”
Воспитатель : Молодцы, ребята. Получите еще один лепесток.
( Звучит музыка: шум двигателя едущего автобуса)
Остановка № 5 «Литературная»
Воспитатель : Ребята, трудно представить мир, в котором нет книги, к ней мы привыкаем с самого детства. Мы переживаем вместе с ее героями, она дает нам полезные советы, учит понимать самих себя. Ребята, вы любите сказки? И я люблю! Гером русских сказок благородны, храбры и находчивы. Давайте вспомним – какие русские народные сказки, вы знаете (“Три медведя”, “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Смоляной бачок”, “Морозко”, “Царевна Лягушка”, “Петушок – золотой гребешок” и т. д.) ?
Какие русские пословицы вы знаете?
- Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.
- Человек без Родины, как дерево без корней.
- Одна у человека родная мать - одна у него и Родина
- Рыбам море, птицам небо, человеку Родина
- Человек без Родины, что соловей без песни.
Воспитатель : А каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяко, Алеша Попович, Пересвет.
Воспитатель : Откуда мы узнали об этих богатырях (из былин и сказок?
Дети: (ответы)
Воспитатель : Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель : Кто слагал былины?
Дети: Сказитель.
Воспитатель : Ребята, а каких детских писателей вы знаете?
Дети: К. И. Чуйковский (“Мойдадыр”, “Тараканище”, “Айболит”, “Муха-цыкатуха”, “Бармолей”, А. Л. Барто, А. Гайдар (“Чук и Гек”, “Тимур и его команда”, C. Я. Маршак (“Двенадцать месяцев”, “Багаж”, “Сказка о глупом мышонке”, С. В. Михалков (“Дядя Степа”) В. Осеева (“Волшебное слово”, Э. Успенский (“Чебурашка и Крокодил Гена”, “Почтальон Печкин”).
Сценка “У меня зазвонил телефон”
Восптатель : Молодцы, ребята. Получите еще один лепесток от ромашки.
Остановка № 6 «Художественная»
Воспитатель : Ребята, на этой остановке, я вам предлагаю на выбор сделать аппликацию флага России или флага Мичуринска. У вас на столах есть шаблоны флага, и заранее, сделанные комочки салфеток. Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Воспитатель : Вот и последний лепесток у нас, наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться на свою родину в детский сад. Занимаем свои места и поехали.
(«Шум двигателя едущего автобуса» едем дальше)
Воспитатель : Ребята посмотрите на нашу ромашку, лепестки все на месте. Она улыбается. И на серединке что-то написано.
«Дорогие ребята, большое вам спасибо за лепестки. Вы самые настоящие патриоты своей страны»
Итог:
Воспитатель : Как вы думаете, почему вам удалось вернуть все лепестки? (Мы, дружные, умные) - Что именно вызвало затруднение? - Что узнали нового о нашей стране? - Что было интересным? Вы с честью выдержали все, молодцы!
Ребята, вы настоящие знатоки своей Родины, я желаю, чтобы вы росли большими и умными и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями.