Лариса Стрельцова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Зелёный уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Закрепить представление о том, что растение – живое существо.
Задачи:
-Формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду.
-Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний.
-Научить размышлять, делать выводы.
-Закрепить умение называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели).
-Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями!
-Воспитать любовь и бережное отношение к комнатным растениям.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „Зелёный уголок“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Материал: Комнатные растения: фиалка, герань, бальзамин, папоротник, гортензия, колеус; Лесовичок – игрушка, карточки – схемы «Строение герани» (на каждого ребенка, стрекозы, схема «Как ухаживать за комнатными растениями», «Что нужно растениям для роста и цветения», «Части растения», магнитная стрекоза; тряпочка; опрыскиватель с мыльным раствором, клеёнка, фартук.
Методические приемы: Сюрпризный момент, наблюдение, беседа, практическая часть.
Ход:
Воспитатель: -Дети, отгадайте загадку:
Очищают воздух, создают уют!
На окнах зеленеют, круглый год цветут! (комнатные растения)
-Дети, сегодня Лесовичок приглашает нас в волшебную страну комнатных растений!
- Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?
-(В уголке природы, на подоконнике, висят на стенах)
-Правильно, посмотрите как много в нашей группе комнатных растений.
-Дети, а почему эти растения называются комнатными (Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)
-А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?
(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом)
Воспитатель:
- Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают комнату от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
- А какие комнатные растения расставил на столе Лесовичок? (фиалка, герань, папоротник, гортензия, бальзамин, колеус).
Воспитатель:
-Дети, давайте мы с вами рассмотрим эти растения.
- Что общего у всех растений? Что есть у всех растений? (корень, стебель, листья)
- Молодцы, у растений есть стебель, листья, корни.
-Дети, а как вы думаете, для чего нужны корни растению (ответы детей)
- Правильно, корни находятся в кашпо, чтобы растение не упало и крепко держалось, а ещё корни впитывают воду и поднимают её в стебли, листья, цветки.
- Чем отличаются растения? Какой формы листья у фиалки, герани? Какой формы листья у бальзамина? Чей лист больше: гортензии или бальзамина? Если потрогать лист гортензии и бальзамина, он какой? А у фиалки? Герани? Сколько стеблей у герани? У папоротника? Найдите цветущее растение? (герань, фиалка) У герани цветы собраны в соцветия, как зонтик. Какого цвета?
Растения отличаются: формой листьев, размером – большие и маленькие, гладкие и шероховатые, с ворсинками, цветом листьев; стеблем – длинный, короткий, количеством – один и много стеблей; растение с цветком и без цветка.
Физкультминутка «Растения»
Есть дома, (встать на носочки, руки потянуть вверх)
И есть мосты, (наклон вперед, руки вниз, колени прямые)
Есть деревья, (выпрямиться, руки соединить над головой)
И кусты, (присесть, руки вытянуть вперед)
И всем на удивление – (встать, руки в стороны, повороты туловища)
В комнате растения. (плечи приподняты)
Нам без них никак нельзя, (руки на поясе, повороты головой вправо-влево)
Потому, что мы – друзья! (руки в стороны, обхватить туловище руками).
Воспитатель:
-Дети, а теперь давайте обобщим всё, о чё м сегодня узнали с помощью схемы:
У всех растений есть:
-корень
-стебель
-листья
-цветки, когда растение цветёт.
Дидактическая игра: «Покажи и назови части растения» (с карточками и стрекозой)
-Молодцы!
-Как вы думаете, что нужно растениям для роста?
- Нужно о них заботиться, ухаживать: поливать, рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, убирать сухие цветы и листья.
(обобщая высказывания детей, воспитатель делает акцент на этом факте) :
- Лесовичок, послушай: дети правильно сказали, что
- Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода, тепло. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь! (показать схему).
- Нужно о них заботиться, ухаживать: поливать, рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, убирать сухие цветы и листья.
Воспитатель:
- Ребята, а почему о растениях говорят так:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- А могут ли растения болеть? (Показать бальзамин).
- Это бальзамин. Или цветок огонек. А ещё его называют мокрый Ванька. Потому что он любит много воды, за умение выделять излишнюю влагу через лист.
На листе образуются капельки и растение кажется мокрым. Посмотрите, что-то у растения нездоровый вид (рассматривают).
- Давайте его вылечим (моют мыльным раствором листья – с опрыскивателя)
- Растения двигаются, дышат, питаются, болеют. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Чтобы было если».
-Чтобы было, если комнатное растение вынести на улицу? (ответы детей)
-Чтобы было, если растение забыли полить? (ответы детей)
-Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать. (ответы детей)
Психогимнастика «Я – растение!» :
- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми растениями…
Воспитатель: Лесовичок, что-то хочет нам сказать. Послушаем его.
Рефлексия:
Лесовичок: -Понравилось вам путешествие в страну комнатных растений?
-Почему их называют «комнатными» и какую роль они играют в жизни человека?
Дети, я вам хочу сказать, что вы все молодцы, теперь вы знаете как ухаживать за растениями, чтобы в нашей группе было ещё красивее.