Наталья Соколова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Весна идет! Весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Цель: научить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе; научить видеть признаки сезонных изменений в природе.
Задачи:
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний об основных приметах весны
Речевые: расширение, уточнение и активизация лексического словаря;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „Весна идет! Весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, мелкую моторику; развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы; развивать умение применять знания на практике
Воспитательные: обеспечить воспитание контактности детей, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Оборудование: презентация к занятию, лед в прозрачных емкостях, солнышко с отделяющимися лучиками, срезанная ветка с почками и листочками, м/ф из цикла «Уроки тетушки Совы. Март. Апрель. Май.», вырезанные шаблоны для аппликации, ватман, клей.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, беседы о приметах весны, заучивание закличек для весны, знакомство со свойствами снега и льда, просмотр видеороликов и м/ф на тему «Весна»
Слайд 3 (звучит музыка)
I. Вводная часть
Психологический этюд «Солнечный зайчик».
Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед ладонь
Прыгни на ладошку. Поглаживание правой рукой - левую ладонь
Солнечный мой заинька, и наоборот
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Поглаживание кончика носа/плеч
Ой, как стало горячо! круговыми движениями руки
Прыг на лобик, и опять, Легкое потирание лба
На плече давай скакать. Постукивание по плечам
Вот закрыли мы глаза, Закрываем глаза
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами Нежно поглаживаем щеки
Нежно согревает. круговыми движениями рук
Слайд 4 (фото детей, кликающих весну)
- Вот и к нам пришла весна. Весну издавна любил народ. Называли её весна – красна. Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц? А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая.
- Давайте и мы позовем весну.
Приди к нам, весна, с радостью!
С великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад!
Апрель, апрель
Откроет дверь.
Май, май,
Сколько хочешь, гуляй!
II. Основная часть. Обобщение знаний о признаках весны.
Слайд 5 (фото природы ранней весной)
1. Экспериментирование
- Ребята, а как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.)
- Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Еще лежит снег и лед на улице.
Слайд 6 (фото сосулек, блестящих на солнце)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
- Что это? (Сосулька)
- Посмотрите, у нас тоже есть сосульки. (Воспитатель обращает внимание детей на льдинки, которые лежат на подносе.)
- Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.
- Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая).
- Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку).
- Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая)
- Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло).
- А что же нужно, чтобы лед побыстрее растаял? (Солнышко должно пригреть)
- У нас в гостях сегодня солнышко, только оно какое-то странное. Посмотрите, что с ним? (Лучиков нет)
Слайд 7 (фото природных объектов в разные времена года; фото на весеннюю тему остаются на слайде, остальные исчезают)
2. Дидактическая игра.
- Давайте поиграем с солнышком в игру «Бывает – не бывает». Я вам буду показывать картинки, а вы будете говорить, что бывает весной, а чего не бывает. На каждый правильный ответ у солнышка будет появляться лучик.
На мольберте прикрепляются лучики к солнцу за правильный ответ.
- Вот и засияло наше солнышко! Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает) Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель). Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.
Слайд 8 (фото сосульки на солнце, звучит звук капели)
- Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). - Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос).
- Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.
- Хорошо, вот мы расколдовали солнышко, оно растопило снег, зазвенела капель.
- Ребята, как вы думаете, сугроб радуется солнышку и почему?
- Верно, сугроб не радуется солнышку, потому что весенние солнечные лучи превратят его в воду.
- А кто же под сугробом может солнышку радоваться? Подумайте и ответьте, что произойдет, если солнышко дотронется до сугроба своим лучиком? (Он растает).
Слайд 9 (фото проталин без травы и цветов)
- Ребята, как называется, то место где уже растаял снег. (Это проталина (вводим в словарь детей)
- Когда солнышко будет припекать, на месте проталинки, что появится?
- Верно, появится первая зеленая травка, первые весенние цветы. Как они называются?
Слайд 10 (фото подснежников)
- Первые весенние цветы называются подснежники (вводим в словарь) Как вы думаете, почему их так называют - подснежники? (Потому что эти цветы первыми появляются из-под снега).
- Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем.
Слайд 11 (звучит музыка по теме)
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза
Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза
Улыбнулись, потянулись. Улыбаются и потягиваются
Раз – росой они умылись. Умываются
Два – изящно покружились. Кружатся
Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают
И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх
Слайд 12 (фото деревьев с набухшими почками)
- А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.) Что можно заметить? (На ветках деревьев набухают почки.) Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна.
Рассматривание ветки сирени, срезанной за 2 дня до занятия. Сравнить ее с веткой, которую срезали за 2 недели до занятия (на ней уже распустились листочки)
Слайд 13 (фото птиц весной, звучит фонограмма «Щебет птиц»)
- И кто же этому радуется и звонко распевает песни? (птички)
Теперь мы будем слушать за окном звонкое пение птиц.
Слайд 14 (фото медведя)
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот,
И, как маленький, сосет.
- Ребята, пора медведю вставать. Кто же его разбудит? Воспитатель подводит итог ответам детей: птицы своими песнями, вода, потому что она протекла в берлогу, звонкая капель. Это происходит потому что… ( дети добавляют: солнышко пригрело).
III. Закрепление пройденного.
Слайд 15 (показ отрывка из мульфильма из цикла «Уроки Тетушки Совы. Времена года»)
- Давайте посмотрим небольшой мультфильм про весну.
IV. Самостоятельная работа.
Слайд 16 (фото цветущих деревьев, звучит детская песня «Весенняя капель»)
- А сейчас я предлагаю составить портрет Весны.
Коллективная работа «Портрет Весны» Коллаж (готовые вырезанные заготовки дети наклеивают на ватман)
V. Итог занятия.
- Какая весна у нас получилась? (весёлая, звонкая, хрупкая, прозрачная, блестящая)