валентина мозговая
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Рассказать детям о М. М. Пришвине, писателе, нашем земляке. Познакомить детей с его творчеством. Прочитать рассказ «Золотой луг». Формировать у детей определенный запас знаний об окружающем. Расширять словарный запас детей. Познакомить с понятиями : древний, земляки, уезд, странствовать, идти в пяту, фукать. Воспитывать у детей любовь к Родине, родной природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Золотой луг“» размещена в разделах
Оборудование: Портрет М. М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения, ширма кукольного театра, персонажи театра «Би-ба-бо»(ежик, мишутка, утята).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: дети, город Елец- наш родной город. Он очень древний. В нашем городе родились, учились и жили известные люди : писатели, поэты, композиторы, артисты, ученые, которых знают даже в других странах. Сегодня я вас познакомлю с удивительным человеком, с нашим земляком, писателем М. М. Пришвиным.
Воспитатель показывает портрет М. М. Пришвина. Останавливает внимание детей на особенностях его внешнего вида (с бородкой, в очках).
Воспитатель: дети, земляками называют тех, кто родился и жил в одной местности, на одной земле. М. М. Пришвин родился на Елецкой земле, в Елецком уезде.
Уездом раньше называли район. За свою долгую жизнь он много путешествовал, странствовал по лесам, ночевал у костра, писал рассказы об увиденном.
Сейчас я прочту вам рассказ о природе Елецкого края. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка про одуванчик
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух.
Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке?
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – закачался наш цветок. Сильный ветер дует – лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.) Белым шариком пушистым красовался в поле чистом. На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев? 2. Где жили братья? 3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером? 4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? 5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? 6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом.
Воспитатель: дети, помните, на нашем участке было много одуванчиков. И мы с вами не раз любовались их цветением. Но одуванчики не растут где очень холодно и где очень жарко. Значит Михаил Михайлович писал рассказ «Золотой луг» о нашем, о Елецком крае, где не очень холодно и не очень жарко. Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их : в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
Из-за ширмы появляются персонажи театра «Би-ба-бо» ежик, мишутка, утята. Здороваются с детьми.
Ежик - дети, чем вы здесь занимаетесь?
Дети - нам читали рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг»
Ежик - про меня тоже написан рассказ.
Мишка - и про меня!
Утята - и про нас!
Воспитатель- И про вас тоже. В следующий раз я обязательно прочту детям. А сейчас мы будем сочинять стихи про вас.
Воспитатель предлагает подобрать (придумать) рифмующее слова.
На столе лежит нож
А под столом сидит… еж.
Меду захотел наш мишка
К улью подошел …воришка.
У свиньи есть поросята
А у уточки…утята.
Кто приедет к нам в Елец
Тот и будет…молодец.
Гости благодарят детей за стихи, прощаются.
Воспитатель- На этом наше занятие закончено. В библиотеку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.