Алёна Карамалькина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки различия и сходства и выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал к занятию : иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи; иллюстрации с изображением птиц, животных.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день бываем на улице и наблюдаем приход весны. Вспомните, по каким признакам мы с вами узнали весну ( Ответы детей: тает снег, день становится длиннее, прилетели птицы, солнце пригревает сильнее, кое-где выглядывает мать-и-мачеха). А почему птицы на зиму улетаю в теплые края? Потому что жучки, паучки и мошки, которыми питаются птицы, с наступлением холодов прячутся. Если же птицы весной вернулись к нам, значит. ( Ответы детей: проснулись и жучки с мошками).
Воспитатель: Как мы одним словом называем медведя, волка, зайца и лису (демонстрируются иллюстрации? Животные. А ласточку, голубя, воробья, ворону (демонстрируются иллюстрации? Птицы. А теперь посмотрите на эти картинки и подумайте, кто это… (воспитатель демонстрирует иллюстрации с насекомыми) Правильно, насекомые. Сегодня мы с вами познакомимся с насекомыми.
Посмотрите, кто это. Спина красная, на ней черные точки – божья коровка. Божья коровка такая яркая – на зеленом листе травы ее сразу заметит птица, но, оказывается, это насекомое умеет хорошо защищаться – в минуту опасности она выделяет белую жидкость, похожую на молоко. Эта жидкость очень плохо пахнет и этим отпугивает врагов. Отсюда и название – божья коровка.
Бабочка. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для ее жизни. Если эти чешуйки будут стерты – бабочка не сможет летать и погибнет. Если кто-то из вас держал в руках бабочку, то мог заметить, что на руках от нее остается пыльца. Питается бабочка соком цветов. А вот дома у бабочки нет, потому что живет она недолго – всего две недели, и на этот период домом для нее становятся травинки, веточки…
Издалека приближается звук «З-З-З», издает этот звук существо с длинным носом. Это комар. Мы с вами знаем, что укусы комара долго зудят. Комары не опасны, но приносят много неудобств людям и домашним животным. Потому что кусаются. Летними ночами не дают нам гулять по лесу, потому что обитают там, где много деревьев.
А это пчелка – труженица. Все лето пчела летает над цветами, пьет из них нектар, а потом готовит для нас с вами вкусный и полезный мед. Пчела ярко окрашена – это предупреждение для врагов «Не подходи! Ужалю!»
Физкультминутка.
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель подходит к каждой бабочке, хлопает в ладоши, пытаясь поймать, но бабочка успевает «упорхнуть».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на окраску насекомых. Как вы думаете, почему? Потому что окраска у них такая же, как места их обитания. Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. Кузнечик, например, зеленый потому, что ему легко спрятаться в траве – затаится он на зеленом листочке, его никто и не заметит. Бабочки имеют яркую окраску и им легко прятаться среди цветов. Жуки часто бывают черными или коричневыми – так им легко прятаться на земле или дереве (во время рассказа демонстрируются иллюстрации).
Игра «Кто лишний».
Детям раздаются карточки, на которых таблица из 6 клеток. В пяти плеточках изображены насекомые, в шестой – птица. Дети рассматривают и дают ответ: «Лишний воробей, т. к. он птица, а все остальные – насекомые». Второй вариант игры. В пяти клетках бабочка, пчела, муха, комар, майский жук, в шестой – гусеница. Ответ детей: «Лишняя гусеница, потому что она ползает, а все остальные – летают».
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте загадки и объясните, по каким причинам вы догадались, о ком идет речь.
Загадки.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Надевает эта крошка
Платье черное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это… (Божья коровка)
В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдет,
И приготовим вкусный мед. (Пчела)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много увидели. И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку с муравьем – мы многое узнали о них. Все они разные: кто-то приносит вред, а кто-то пользу. И все они – насекомые.