Светлана Киреева
Знакомим детей с окружающим миром и развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомим детей с окружающим и развиваем речь
К пятому году жизни ребёнок уже знает много слов и даже использует в речи не только простые предложения, но и сложные. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.
Публикация «Знакомим детей с окружающим миром и развиваем речь» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Но вслушиваясь в речь детей, вы замечаете, сколь скудны ещё познания ребят в живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал, нарушает порядок слов в предложении (что же мы пойдём в магазин) и т. п. Типичны затруднения детей и в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыпленок – цыплята, котёнок – котята – котят (котёнков).
Уровень развития детей даже одного возраста различен. Многим детям с трудом даётся произношение звуков с – ш, ж – р – л. Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить все звуки. Если у ребёнка трудности с произношением, необходимо обратиться к логопеду.
Под влиянием взрослых членов семьи и педагога дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – вся это зимняя одежда, сравнить предметы чем похожи, чем отличается ложка столовая от чайной, варежки от перчаток. К четырем годам собственное словесное творчество, произношение им «особых и нелепых нелепиц) становится особенно интенсивным. Дошкольник творит, создаёт слова, он как бы играет, экспериментирует со словам, например, наблюдая за машиной убирающей мусор. Костик говорит – это мусорольная машина, а Надюшка укладываясь спать, говорит: «дай мне укрывало» - так она назвала одеяло.
Четырёхлетних недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоления жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на окружающих их взрослых – родителей и педагогов. Почему идет дождь? А откуда от идет? Почему гремит гром? Почему не падает солнышко? Когда бывает завтра? Когда наступит потом? Откуда берутся реки, моря, дети? И так до бесконечности. Не отмахивайтесь от детей, не отделывайтесь шуткой (где-где, в Караганде) или «вырастишь – узнаешь». Ответ требуется сегодня. Утомительно отвечать на вопросы, но отвечать надо и отвечать терпеливо и серьёзно. Учёные доказали, что80% информации ребёнок получает до 5 лет. Не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даём поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Например, я знаю одну девочку. У неё волосы светлые, глаза голубые, сарафан красный, колготки белые. Кто же это? Ребёнок догадывается, что это про Аню загадка и тоже начинает придумывать свою загадку.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовёт», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие (их можно придумывать вместе с детьми). Требуется не только называть предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, чёрное). Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжёлым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным») и т. д. детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, величины, вкуса можно поиграть в игру «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «В саду, в огороде», «Узнай на ощупь». Дети должны отвечать на вопрос:
- Что ты достал?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какой по вкусу?
- Какой на ощупь? (шероховатый, гладкий, тёплый, холодный, кислый, сладкий, горький (на вкус).
Как одним словом назвать всё это? Можно загадать детям загадки: «Без окон, без дверей, полна горница людей». Почему так говорится? Что это за люди? Где они живут? Добиваясь правильного ответа следить, чтобы дети произносили чётко каждый звук. Если ребёнок затрудняется – произнесите сами медленно, чётко и попросите, чтобы ребёнок произнёс так же. Круг таких игр можно расширять. Так же можно познакомить детей с посудой, а ещё лучше в процессе сюжетных игр, дети, играя в дом, расставляют посуду, используя для чая чашки и блюдца, а для супов кастрюли. На занятиях воспитатель чётко произносит название, назначение. Дети в играх применяют знания, полученные на занятиях.
Значение для развития речи ребёнка яркого образного языка сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Никитина, С. Есенина и других авторов. Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведений, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию, в которых действуют герои. Многое дети сейчас узнают по телевизору. Детские программы «Бибигон», «Теленяня», «Спокойной ночи, малыши» тоже несут информацию, но это не означает, что дети должны сидеть у экрана. Тут общение в одностороннем порядке, поэтому больше говорите с детьми, заставляйте их выражать своё отношение к героям сказок, высказывать все, что их волнует, чтобы речь детей была понятна и красочна.