Филимонова Екатерина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.
Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».
Развивающие: Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие; существительные: «стайкой», «клином», «цепочкой». Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать в детях доброе отношение к птицам.
Материалы: Мультимедийная приставка, компьютерная презентация «Перелетные птицы» карточки с изображением птичьего корма (насекомые, зерно, ягоды, водоемы).
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
СЛАЙД 1 Воспитатель читает стихотворение ОСЕНЬ И. П. Токмакова.
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)
Воспитатель: Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы, а дети называют СЛАЙД 2
Воспитатель: Правильно назвали, Все эти птицы относятся к перелетным, т. е. тем, которые улетают осенью в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Ответы детей : потому что наступают холода и птицам нечего есть СЛАЙД 3
Воспитатель: Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Но куда же, в какие страны отправляются перелетные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в теплые страны, где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм. СЛАЙД 4, 5 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие – днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, потому что в полете им негде подкрепиться.
Далекий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. СЛАЙД 6 Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день?
СЛАЙД 7, 8 Нет, самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы (ласточки, стрижи, скворцы, мухоловки, потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.
СЛАЙД 9 Вслед за ними улетают зерноядные птицы (овсянки, чижи, т. к.
заканчиваются полевые работы, убрано зерно, жухнут и увядают травы, корма нет.
СЛАЙД 10 И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы (гуси, утки, лебеди и др, когда реки и пруды начинают сковываться льдинами….
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто за кем летит»
Воспитатель «превращает» детей в птиц : дети получают карточки с изображением зерна, насекомых, водоема, воспитатель объявляет какие птицы улетает, ребенок-птица, ориентируясь на свою карточку летит.
• Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).
• Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
• Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).
• Очень трудно птицам.
• Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
• Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
• Согрелись наши птички. Высохли перышки.
• Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
• Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
• Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
• Головки согрелись, и они теплыми стали.
• Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
Воспитатель: А как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Ребята, а вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайкой», все вместе СЛАЙД 11, 12 ; некоторые, например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника СЛАЙД 13 ; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию СЛАЙД 14 Это зависит от повадок птиц, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу
Воспитатель читает стихотворение: СЛАЙД 15.
Встали птицы на крыло
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели
В край далекий, где тепло Стаей длинной полетели.
Наступают холода,
Криком птицы сообщают :
— Мы летим не навсегда.
— Мы вернемся, обещаем.
— До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой В небе сером птицы тают.
Воспитатель: Что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?