Анна Сальникова
«Космическое путешествие». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
для детей старшей группы
Автор: воспитатель старшей группы №1 ФИКСИКИ
Сальникова Анна Владимировна
Санкт – Петербург
2024 год
Цель: расширить представления детей о космосе и солнечной системе.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
- познакомить детей с российским ученым, который стоял у истоков развития русской космонавтики - С. П. Королевым;
- закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития сообразительности, внимания, любознательности детей;
- подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях гордость за свою страну;
- воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Словарная работа:
телескоп, космический корабль, названия планет - Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций планет, чтение рассказов о космосе, космонавтах; дидактические игры «Собери пазл», «Доберись до луны».
Методы и приемы: словесные (объяснения заданий, наглядные (показ, игровые.
Материалы и оборудование: фотографии российского ученого С. П. Королева, первого космонавта - Ю. А. Гагарина; иллюстрации: планеты солнечной системы, спутники, звездное небо; макеты ракет, телескопов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Структура ОД:
1. Вводная часть
Приветствие.
Создание проблемы – недостаточно знаний о планетах солнечной системы.
Методы решения проблемы.
2. Основная часть
Знакомство с планетами солнечной системы.
Проведение физкультминутки.
Знакомство с ученым – конструктором С. П. Королевым.
Знакомство с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
Игра – «Моталочка»
Д/игра «Собери пазл «Планета юпитер»
3. Заключительная часть
Рефлексия – где побывали, что нового узнали, что больше всего запомнилось, что удивило.
Ход занятия.
Стук в дверь, приходит Звездочет:
Здравствуйте, гости дорогие!
Я, ребята, мудрый звездочет,
Знаю звезды все наперечет.
В телескоп планеты наблюдаю
И про Космос все на свете знаю.
И сегодня, в этот день и час
С праздником хочу поздравить вас!
- Вы, наверное, уже знаете, какой сегодня день? (ответы детей) День космонавтики!
- А почему день космонавтики отмечают именно 12 апреля? (ответы детей)
- Дело в том, что именно 12 апреля 63 года назад наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Может быть вы знаете, как звали этого первого в мире человека, побывавшего в космосе? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- А как вы думаете, зачем он полетел в космос? (ответы детей)
- Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг нашей планеты Земля и благополучно вернулся обратно домой. Это был специально созданный космический корабль, который был способен выдержать сильные перегрузки в пространстве космоса. А разработали этот корабль наши ученые во главе с одним ученым - конструктором. И звали его Сергей Павлович Королев.
- Да, звезды и планеты всегда были интересны человеку. А с помощью каких приборов ученые могли изучать звезды и планеты? (ответы детей)
- Да, эти приборы называются телескопы.
- А какие планеты вы знаете? (ответы детей)
- Все планеты вращаются вокруг солнца и вокруг своей оси. А солнце – это планета? (ответы детей)
- Солнце – это звезда.
- Ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? – Земля
- Да, ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля. А кто скажет, чем наша планета отличается от других планет? (ответы детей)
- Верно, на нашей планете есть жизнь. А на остальных планетах есть жизнь? (ответы детей)
- Предлагаю совершить космическое путешествие и познакомиться с планетами поближе.
- Нам нужна карта «Солнечной системы», чтобы определить точный маршрут следования.
(карта солнечной системы)
- Итак, мы находимся здесь, на планете Земля. Сначала полетим к планетам, которые расположены ближе к солнцу, затем развернемся и начнем постепенно удаляться от солнца, знакомясь с остальными планетами.
- А как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, образованным, умным, трудолюбивым, смелым, мужественным, упорным, выносливым).
- Мы все такие?
- Тогда, пора отправляться.
- На чем полетим в космос? (на ракете)
- Превращаемся в инженеров - конструкторов и приступаем к постройке космического корабля.
(дети под руководством воспитателя строят корабль из стульев и мягких модулей)
- Корабль готов, можно отправляться в путешествие. Надеваем скафандр (имитация движений) и занимаем свои места.
- Мы забыли шлем! (воспитатель раздает шлемы)
- Усаживаемся поудобнее, и начинаем обратный отчет - 10, 9….,1, пуск
- 5 минут полет нормальный. Взяли в руки штурвал. Сверились с картой. Мы приближаемся к планете Венера. Кто знает, почему она так называется? (ответы детей)
- Венера – это древнеримская богиня красоты. Посмотрите, как прекрасна планета Венера, покрытая белыми пушистыми облаками (картинка). Но эта красота очень обманчива. На самом деле облака Венеры состоят из ядовитых газов серной кислоты. А если спуститься ниже, то под слоем облаков мы встретим извергающиеся вулканы, ураган и сильный ветер. На Венере очень жарко. Даже самый прочный скафандр не выдержит такие условия. Как вы думаете, на этой планете есть жизнь? (нет). Давайте сфотографируем Венеру (имитация)
- Летим дальше? Приближаемся к самой ближайшей к солнцу планете. Кто знает, как она называется? (Меркурий)
- На Меркурии очень жарко. Это самая маленькая планета солнечной системы. Названа в честь древнеримского бога торговли — быстрого Меркурия, потому что она движется по небу быстрее других планет. Поверхность каменистая. Воздуха нет, воды нет, температура днем +400 градусов, а ночью – 200 градусов. Как думаете, возможна жизнь на этой планете?
- Мы слишком близко к солнцу, становится жарко. Пора разворачиваться. Фото на память. Следующая остановка – красная планета.
Физкультминутка.
Мы садимся в звездолет,
Продолжаем свой полет.
Пристегнем ремни скорей,
Безопасность нам важней.
Посмотрели на приборы,
Завести пора моторы.
Дальше следует ракета,
До свидания, планета!
Дети садятся на стулья.
- Внимание! Приближаемся к планете Марс. Марс является соседом нашей планеты Земля. Назван в честь древнеримского бога войны Марса из-за своего красного цвета. Сама планета меньше Земли. На Марсе всегда сильные ветры. Как и на Земле, на Марсе есть времена года, похожие на земные. Ученые предполагают, что много миллионов лет назад на Марсе могла быть вода в небольших количествах. Воздуха нет. Если бы на планете была вода и воздух, то на ней могла быть жизнь. Фото на память. И отправляемся дальше.
- До следующей планеты лететь долго, т. к. она расположена слишком далеко. Чтобы не скучать, поставим управление на автопилот, разделимся на 3 команды. Каждой команде предстоит собрать пазл. Собрав пазл, вы узнаете, к какой планете мы летим.
Дети собирают пазл на столах – «Планета Юпитер»
- Да, это планета Юпитер и мы приближаемся к ней. Это гигантский шар, состоящий из газа. На эту планету нельзя приземлиться, т. к нет твердой поверхности. Самая большая планета солнечной системы. Кто знает, как она называется? (юпитер)
- Юпитер назван в честь самого главного древнеримского бога. Воздуха нет, воды нет. Можно здесь жить? (нет)
- Тогда, отправляемся дальше. Сели, пристегнули ремни, взяли в руки штурвал. Следующая остановка – планета Сатурн.
- Внимание! Впереди метеоритный дождь. Надо уворачиваться. Направо! Налево! Вниз! Направо! И т. д. (дети наклоняются по команде педагога)
- А вот и Сатурн. Что вы знаете об этой планете? (Ответы детей)
- И на этой планете нет жизни.
- Да, далеко мы с вами улетели от дома. Дальше только Уран и Нептун. Уран назван в честь бога неба. Как вы думаете, почему? (голубая планета)
-А Нептун в честь бога моря. Эта планета глубокого синего цвета. И Нептун, и Уран – газовые планеты, не имеющие твердой поверхности.
- Предлагаю поиграть в игру «Моталочка». Разделитесь на пары. Я читаю стихотворение. Выигрывает тот, кто успеет дойти до центра, как только я закончу читать стихотворение.
На планетах синих - синих
Дует ветер очень сильный.
Год на них велик весьма —
Длится 40 лет зима.
Планеты прекрасны,
но жизни там нет.
А что же там дальше?
Царство комет!
- Ну что ж, мы познакомились со всеми планетами солнечной системы. Возвращаемся домой, на нашу Землю.
Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали? Что вам запомнилось больше всего? А что удивило?
Но, к сожалению, пока еще нет такого космического корабля, на котором можно было бы путешествовать от планеты к планете. А вы все большие молодцы и достойны стать космонавтами. Вы были слаженной дружной командой. И в честь сегодняшнего праздника я хочу вручить вам медали.
(дети встают на награждение)