Любовь Александровна Шиляева
Конспект интегрированного занятия с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе «В гостях у зимних месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрироанного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и звуковой культуре речи \"В гостях у зимних месяцев\" (с использованием мнемотаблицы)
Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе „В гостях у зимних месяцев“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ о зиме по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. Учить звуковому анализу слов, выделение заданного звука «с» в слове, в начале, в середине и в конце слова.
Развивающие: Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: картинки на зимнюю тему; мнемотаблица для составления рассказа; «снежки»; сундучок; рабочие тетради, простые карандаши; карточки по звуковой культуре речи; картинки: шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи; елочка; коробка с елочными игрушками; корзина с угощениями.
Ход занятия:
Организационная часть. (Дети заходят, здороваются с гостями). Психологический настрой «Подари улыбку».
– Ребята, встаньте в круг. У нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, что это? (снежок).
– Как вы думаете, какой он?, , волшебный).
– Да, снежок волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают снежок).
Вот снежок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Снежку, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми.
II. Речевая разминка.
– Возьмитесь за руки и чё тко повторяйте за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,
Ги-ги-ги – нам снежок помоги.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(отодвигается ширма, а за ней – волшебный сундучок).
III. Основная часть.
- Знаете ли вы, сколько времен года? (четыре – зима, весна, лето, осень)
- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)
- Как их зовут? (Январь, февраль, март, апрель, май)
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной стране была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой девочке идет речь? Где же это случилось? (Сказка «Двенадцать месяцев») Кто автор этой замечательной волшебной сказки? (С. Я. Маршак)
- Как вы думаете, можно собрать подснежники в зимнем лесу, в январе?
- Почему нельзя? (Размышления детей)
- Что бывает зимой?
- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).
- Что такое зима? (Время года)
- Сколько всего зимних месяцев? Как их называют? ( Их три: Декабрь, Январь, Февраль)
Предложить детям несколько раз назвать зимние месяцы.
На мольберте картины о декабре, январе, феврале.
Рассказ воспитателя о декабре, январе, феврале.
- Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.
Январь – первый месяц года и второй месяц зимы.
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Февраль – последний месяц зимы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
- Настало время погостить у нас зимним месяцам.
Они подготовили для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Если вы готовы, присядьте поудобнее, и начнем!
- Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный сундучок. Ой, он не открывается!
Надо сказать волшебные слова, чтобы сундучок открылся. Повторяйте за мной:
«РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пора
Сундучок, сундучок, открывай свой бочок».
Из сундучка воспитатель достает корзину со снежками.
Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.
Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам)
Задание. Назовите как можно больше слов, которые отвечают на воросы: какой? какая?
-Начинаем:
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
ПРАЗДНИК (какой) – новогодний, радостный,
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).
МОРОЗ какой? (Трескучий, ледяной)
СНЕЖИНКА (какая) (искристая, пушистая, холодная)
Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов, и поэтому горка получилась высокая.
Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблице
- Ребята, давайте составим рассказ о зиме, а поможет нам в этом мнемотаблица.
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить снежную крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
- Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
- Какие зимние забавы вы знаете?
Работа в рабочих тетрадях. Составление предложений.
Задание: выбери и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимней прогулки, для зимних развлечений на улице.
Назови предметы, необходимые для зимней прогулки (санки, лыжи, коньки, клюшка и шайба) и расскажи, для каких игр они необходимы (дети составляют предложения).
Работа с карточками (звуковые карточки). Назови предметы, в которых есть звук «С», и определи его место в слове (санки – звук «с» в начале слова, самокат – звук «с» в начале слова, скакалка – звук «с» в начале слова, велосипед – звук «с» в середине слова).
- На улице зимой так красиво. Мы выбрали предметы, необходимые для игр, и отправляемся на прогулку (вывешивает на доску картинки – шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи ….).
- Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки в зимнее время? И почему? (дети составляют предложения). Расскажи, что ты носишь зимой?
- Почему она называется «зимняя». Какая она должна быть? (теплая, удобная, красивая)
- А сейчас снежинки спешат поиграть с вами, их привел зимний месяц – Февраль. Он сам любит с ними играть, но решил, что и вам будет интересно.
Ответь на вопрос: куда падают снежинки?
Смотри на картинки и отвечай предложениями.
Образец: снежинки падают на шарф (на воротник, на пальто, на платок, на шапку, на шубу, на варежки, на валенки).
Назови, на какую одежду падали снежинки?
Как она называется? (Зимняя одежда)
Подведение итогов
- Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям - месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю.
Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
(ширма ставится на место)
- Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
- Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение – корзину со сладостями и подарили елку на праздник.
На прощание давай еще раз поиграем…. «Наряди елочку». Составь предложения. Смотри на елочные игрушки и выбирай, что ты повесишь на елку.
Образец: Я вешаю на елочку звезду.
Я вешаю на елочку шишку.
Я вешаю на елочку синий блестящий большой шар и т. д.