Марина Водопьянова
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородской ярмарки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы
с историей возникновения Нижегородской ярмарки
Тема. «История возникновения Нижегородской ярмарки».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Нижегородской ярмарки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Расширить представления о народных промыслах Нижегородского края.
3. Развивать связную речь, умение классифицировать предметы, устанавливать причинно – следственные связи.
4. Воспитывать чувство гордости к своему городу, к народным умельцам и культурным традициям своего народа.
Форма организации. Группа детей.
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа. Разучивание двумя детьми сценки, прогулки детей с родителями по городу – посещение Нижегородской ярмарки, рассматривание книг и иллюстраций в уголке патриотического воспитания.
Словарная работа. Нижегородская ярмарка, купцы, товар, Стрелка, Макарьево, Староярмарочный собор, скоморох, колокольный звон.
Оборудование. Иллюстрации, колпачки скомороха и Петрушки, набор картинок «Товары для торговли», аудиозапись «Колокольный звон».
Ход занятия
Вступительная беседа
Воспитатель: «Ребята, мы с вами живем в современном мире. На улицах рядом с нашими домами стоят разные высотные здания, магазины, торговые центры. Мы часто посещаем их. Нам легко приобрести продукты питания, предметы одежды, хозяйственные вещи, технику. Как вы думаете, всегда ли так было? (Ответы детей)
Раньше не было магазинов и торговых комплексов, и такого большого количества товаров. Люди торговали на улице, а потом стали организовывать ярмарки. Хотите узнать, что такое ярмарка и познакомиться с нашей Нижегородской ярмаркой и ее историей? Тогда предлагаю вам посмотреть на иллюстрации на доске».
Просмотр иллюстраций
Воспитатель: «Ярмарка – это базар, на котором люди продавали разный товар и веселились. Люди чаще всего продавали предметы, необходимые в хозяйстве. Делались эти предметы своими руками, на них затрачивалось много времени, сил, старания. Для таких людей трудолюбие было важной частью жизни».
Дидактическое упражнение «Вспомни пословицу о труде»
Воспитатель: «На ярмарке торговлю вели в разных местах: богатые купцы торговали в каменных постройках и специальных торговых рядах, а самые бедные люди торговали прямо с телег».
Дидактическое задание «Какой товар продавали на ярмарке?»
Воспитатель: «Наша Нижегородская ярмарка является одной из самых крупнейшей во всем мире. Сначала она возникла в селе Макарьево. Но из –за случившегося там пожара здания сгорели. Ярмарку перенесли в Нижний Новгород. Для нее выбрали место - Стрелку. Стрелкой называется место слияния двух рек Волги и Оки».
Вопрос: «Почему для Нижегородской Ярмарки выбрали место слияния двух рек?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Стрелка – это очень удобное место для торговли. Товар легко доставлялся по реке на судах, много места для торговли».
Воспитатель: «На Нижегородскую ярмарку приезжали купцы разных национальностей: Китая, Турции, Монголии. Афганистана и других стран. Они привозили с собой разнообразный товар: чай, шелка, экзотические фрукты, изделия из золота и серебра, пушной товар и многое другое».
Дидактическая игра «Узнай гостя ярмарки»
Воспитатель: «Отгадайте, люди каких национальностей приезжали на ярмарку? Из Китая - (китаец, из Турции - (турок)» и т. п.
Воспитатель: «Иностранные торговцы привозили с собой разнообразный товар: чай, шелка, экзотические фрукты, изделия из золота и серебра, пушной товар и многое другое. На ярмарке было много товаров нижегородских мастеров. Как вы думаете, какой товар выставляли нижегородские торговцы?»
Дидактическое упражнение «Найди и назови на слайде товары нижегородских торговцев»
Воспитатель: «Наш Нижегородский край славится народными промыслами. Поэтому торговцы выставляли семеновскую матрешку, изделия хохломской, городецкой, полхов – майдан росписей, казаковскую филигрань».
Вопрос: «Почему Нижний Новгород называли «карманом» России? (Ответы детей)
Воспитатель: «Нижегородская ярмарка приносила городу большую прибыль, потому что к нам приезжало много людей».
Физкультминутка
Вы на ярмарку пришли,
(ходьба на месте)
Мы товары привезли.
(руки в стороны)
Подходите, покупайте,
(манящие движения руками)
Веселитесь от души.
(прыжки на месте)
Встали дружно, встали вместе
И потопали на месте.
(ходьба на месте)
Мы друг к другу повернулись
(повороты в разные стороны)
И все разом улыбнулись.
Воспитатель: «Главный ярмарочный дом – самое большое и красивое здание. В нем встречали главных гостей города. На верхнем этаже Главного ярмарочного дома находился начальник и его служба – они следили за порядком. Другие части Главного ярмарочного дома были заняты залом, столовой, гостиными. В середине Главного ярмарочного дома было выделено место для торговли. Товар на ярмарке распределялся по торговым рядам. Вот какие были разнообразные ряды: овощные, фруктовые, мясные, рыбные, книжные, колокольные, медные, лоскутные, оружейные и т. п.».
Дидактическое упражнение «Разложи товар по рядам»
Воспитатель: «На столе разложены картинки с изображением различных товаров. Распределите их по рядам. Каждому ряду дайте название».
Воспитатель: «На Нижегородской ярмарке всегда проходили гулянья. Устраивались кукольные театры, карусели, качели, представления с дрессированными медведями, цирки, комнаты смеха, выступления Петрушки и скоморохов. А кто такие скоморохи? (Ответы детей) Скоморохи – это артисты, которые всех смешили, играли на музыкальных инструментах, пели, придумывали шутки и фокусы. Еще они помогали торговцам нахваливать их товар».
Игровое упражнение «Похвали товар покупателю»
Воспитатель: «Ребята, предлагаю вам превратиться в скомороха, выбрать одну из предложенных карточек и расхвалить товар - предмет, нарисованный на карточке, так, чтобы мы его захотели купить.
Театрализованная сценка Скомороха и Петрушки
Мы ребята озорные, Становитесь в ряд,
Мы ребята удалые. Забирайте все подряд.
Всех на ярмарку зовем, На все вкусы и ряды вам торговые ряды
Мы игрушки продаем. Ох, и ярмарка, смотри,
А ну, честной народ, Все продукты для души.
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей.
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте.
Воспитатель: «После ярмарки было принято приходить к Спасскому Староярмарочному собору. Там люди молились и слушали колокольный звон».
Прослушивание аудиозаписи с колокольным звоном
Подведение итога
Воспитатель: «Вот такая история у Нижегородской ярмарки. Не смотря на то, что она уже во многом изменилась в нашем современном мире, но продолжает хранить в себе память о прошлом нашего города Нижнего Новгорода. Захотите ли вы, ребята, посетить это место? Чем оно для вас показалось интересным? Что нового вы о нем узнали?»