Алла Королева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель: Развитие познавательного интереса к природе.
Программные задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со свойствами воздуха : невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет формы, что ветер – это движение воздуха, воздух не имеет запаха, переносит другие запахи;
• формировать исследовательские умения, умения обосновывать суждения, умение делать выводы в процессе экспериментов;
Развивающие:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
• развивать внимание, наблюдательность, память, мышление;
• активизировать в речи детей слова; лаборатория, исследователи, внимание, наблюдательность, прозрачный, бесцветный.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к окружающему миру, познанию нового, инициативность.
Оборудование:
Демонстрационный: карточки-схемы со свойствами воздуха, мольберт.
Раздаточный материал: целлофановые пакеты разных форм, яркие игрушки: блоки Дьенеша, цветной непрозрачный пакет, веера по количеству детей, коробочки из-под киндер-сюрпризов с запахом чеснока.
Предварительная работа: наблюдения за ветром; чтение худ. литературы: «Ветер-ветерок» О. Дриз, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г. Лагздынь; чтение экологической литературы.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Обращение к личному опыту детей :
Воспитатель: - Ребята, сделайте глубокий вдох носиком и выдох через рот. Что вы вдыхали и выдыхали сейчас? (Воздух)
Воспитатель: - А теперь давайте плотно закроем рот и зажмём пальцами нос. Попробуем не дышать несколько секунд. Как вы себя почувствовали? Вам было хорошо или плохо? (Плохо.)
Воспитатель: - Почему? (Нечем было дышать.) Чего вам не хватало? (Не хватало воздуха.)
Воспитатель: - Да, все люди на Земле дышат воздухом. Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут. - Воздух нужен всем живым организмам.
Воспитатель: - О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О воздухе).
II. Основная часть.
1. Постановка познавательной задачи.
Воспитатель: А где же воздух? Вы его видите? (Не видим.)
Воспитатель: - Воздух носит шапку- невидимку и гуляет у нас в группе.
Значит, воздух какой? (Невидимый).
Воспитатель: - А хотите, мы сейчас поймаем воздух, снимем с него шапку - невидимку и узнаем некоторые его секреты? А сможете разгадать секреты? А с помощью чего мы сможем разгадать его секреты? (Опытов)
Воспитатель: - Для начала работы мы должны пройти в помещение, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория). – Чем занимаются ученые в лаборатории? (Проводят опыты.)
Воспитатель: - Я приглашаю вас в нашу лабораторию юных исследователей. (Дети подходят к столу).
2. Проведение опытов.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Какие качества пригодятся нам в работе? (Внимательность и наблюдательность)
Воспитатель: - А можно ли поймать воздух? (ответы) А можно поймать воздух в пакет?
Опыт №1 "Что в пакете?"
Воспитатель (показывает пакет) : - Посмотрите, что в нём? (Он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я наберу в пакет воздух и закручу его.
-Что произошло с пакетом? (Он надулся, приобрел форму)
-Возьмите по одному целлофановому пакету, попробуйте поймать воздух и закрутите пакеты.
- Что вы будете сейчас делать? (Возьмём пакет, поймаем воздух и закрутим пакет)
- Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? (Внутри находится воздух).
Вывод: чтобы поймать воздух, нужно постараться раскрыть пакет, а потом еще его хорошо закрутить.
Воспитатель: - А какой воздух? Давайте узнаем его первый секрет.
Воспитатель: - На что похожи ваши пакеты? (на колбасу, на руку, на подушку)
- Форму чего принял воздух? (Он принял форму пакета).
- Воздух имеет какую-то форму? (Нет)
Вывод: воздух не имеет формы (выставляется карточка – схема на мольберте).
На столе лежат блоки Дьенеша. Выбор разных предметов:
Воспитатель: - Что из этих предметов можно увидеть через пакет с воздухом.
- Поднесите какие-нибудь игрушки к пакету. Игрушки видите? (Видим).
- А раз видите, значит, воздух, какой? (Он прозрачный, невидимый).
- У детали цвет есть, а у воздуха есть цвет?
У воспитателя цветной пакет. Набираю воздух в него.
- Почему я не вижу игрушку, ведь воздух здесь есть? Кто знает? (Потому что пакет цветной)
- Молодцы! Хорошо, что догадались.
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть? Выйдем из нашей лаборатории на полянку и превратимся в деревья.
Вокруг себя повернитесь-
И в деревья превратитесь.
Наши ноги – это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы — это листья!
Имитационная игра "Дерево"
Воспитатель: - Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер качает деревья, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.) Пусть деревья снова станут ребятами.
Опыт № 2 «Когда возникает ветер»
- Ребята, а вы знаете, что такое ветер? Попробуем создать искусственный ветер. Возьмите веер и помашите им. Чувствуете ветерок? Ветерок появился потому, что мы заставили воздух двигаться.
Вывод: - Когда воздух движется, возникает? (ветер) Значит ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: - Вернемся обратно в лабораторию.
Опыт № 3 «Узнай по запаху»
Воздух переносит запахи.
Воспитатель: - Возьмите футлярчики от киндера, что в них? (Ничего, там воздух)
- Да, действительно там воздух, но не простой, Понюхайте, что вы чувствуете, угадайте, какой запах? (Запах чеснока).
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но переносит другие запахи.
3. Фиксация нового знания.
Воспитатель: - Вспомним, какие секреты воздух мы сегодня разгадали?
Задание:
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «не имеет формы», объяснить свой выбор.
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «не имеет цвета» объяснить свой выбор.
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «воздух прозрачный», объяснить свой выбор.
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «воздух не имеет запаха», объяснить свой выбор.
Выбрать из предложенных карточек обозначение: «воздух переносит другие запахи», объяснить свой выбор.
4. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Воспитатель: - Кто хочет рассказать о том, что он узнал о воздухе? (По опорным схемам).
-Что может вам помочь рассказать о воздухе? (Карточки)
-Молодцы, что догадались!
III. Итог.
Воспитатель: - Мы с воздухом познакомились? (познакомились). Разгадали некоторые его секреты? (Да)
- Что мы для этого сделали? (Ловили воздух в разные пакеты, рассматривали игрушки через пакет с воздухом, играли с ветром, нюхали воздух.)
- Что нового сегодня узнали? (Что воздух невидимый, бесцветный, не имеет формы, мы его можем ощутить, не имеет запаха, но передает другие запахи.)
- Скажите, у нас получилось снять с воздуха шапку-невидимку?
- Вы большие молодцы! На других занятиях мы узнаем еще много нового и интересного о воздухе