Нина Мешаева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в группе комбинированной направленности «Сладкие опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с сахаром и его свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Цель детская: помочь фиксикам
Образовательные:
• расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
• продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме сахара, его значении для человека;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в группе комбинированной направленности „Сладкие опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
• способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;
• содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей
Развивающие:
• развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы; интерес к экспериментальной деятельности, творчество; умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность, самостоятельность;
• соблюдать правила техники безопасности;
• испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
• формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение слушать, своего сверстника, не перебивая;
Оборудование: почтовая коробка небольшого размера, картинка - фиксики, конверт с письмом, карточки с последовательностью выращивания и переработке сахарной свеклы; карточки с правилами поведения в лаборатории; баночки с разноцветной водой и баночка с простой водой, баночки с водой, мешочки с сахаром, сахар – рафинад, тарелочки, лупы, ложки, детская спецодежда.
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение.
Ход НОД:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращают внимание на гостей и приветствуют их.
Воспитатель приглашает детей в круг.
Организационная игра и мотивация
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните, раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший – обниму его я тоже.
Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное - Ура!
Воспитатель:
-Ребята, с чего начинается хорошее настроение?
(С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям
Вы готовы поиграть –
Много нового узнать?
Воспитатель:
- Вчера, я заходила на почту и получила для нас с вами посылку. Интересно от кого она?
(кручу коробку и не вижу эмблему – фиксика)
-А как вы догадались? (увидели эмблему фиксиков)
-Что – же нам могли отправить фиксики, как вы думаете?
-Откроем?
-Так, что же здесь …. (мешочки и письмо)
- Дорогие ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться, что за вещество находится в мешочках?
-Как вы думаете, ребята, что там может быть?
-Возьмите мешочки, потрогайте, какие они на ощупь? Понюхайте, может они чем-то пахнут?
- Чтобы узнать, что в мешочках, послушайте, пожалуйста, мою загадку.
Воспитатель:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
ОТКРЫВАЮ МЕШОК И ПОКАЗЫВАЮ ДЕТЯМ
-Ребята, а кто из вас знает, из чего получают настоящий сахар?
-Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу,
ее нужно….
ЗА СТОЛАМИ
-Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат картинки, расположите их последовательно так, как выращивают сахарную свеклу и получают из нее готовый продукт – сахар.
ПРОГОВОРИТЬ ПОЭТАПНУЮ РАБОТУ
Семена посадили в землю; появляются всходы - их поливаем, удобряем, пропалываем. В течении лета свекла растет и набирает массу и только к середине осени убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны, они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы. На заводах свеклу перерабатывают в сахар. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.
Теперь вы знаете, сколько людей участвует в производстве сахара, сколько труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким.
Воспитатель:
-Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства сахара.
-Вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, и сегодня вы станете юными исследователями.
ИДУТ В ЛАБОРАТОРИЮ
-А кто из вас знает, что такое лаборатория?
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты, исследования, открывать что-то новое).
Но прежде чем начать исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с правилами поведения в научной лаборатории. В одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя!
(кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы.
Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группам., Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).
Игра «Можно – нельзя»
Воспитатель:
-Если вы согласны – хлопайте, если не согласны - топаем
-Все опыты и эксперименты выполняем только с разрешения воспитателя?
-Можно самим брать предметы для экспериментов?
-Надо внимательно слушать воспитателя и выполнять то, что он говорит?
-Когда проводим эксперименты, мы мешаем друг другу?
-В лаборатории можно что – то пробовать, нюхать незнакомые вещества?
-В лаборатории находимся только в специальной одежде?
-Правила повторили, и приглашаю вас в лабораторию.
Сначала наденьте спецодежду маленьких ученых.
-Все готовы?
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара.
Результат экспериментов в виде карточек отправим фиксикам.
-Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт №1
-Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте сахар из мешочка в тарелочку.
-Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать о сахаре, какой он?
(сахар сыпучий как песок)
-Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят сахарный песок.
-Михаил, выбери карточку, обозначающее это свойство сахара.
ПРИКРЕПЛЯЕТ КАРТОЧКУ НА МАГНИТНУЮ ДОСКУ
Воспитатель: А теперь рассмотрите сахар.
Опыт №2
-Что еще можно о нем сказать? Какого он цвета?
-А теперь надавите на сахар ложкой. Что вы слышите? (хруст).
-Как вы думаете, почему сахар хрустит?
-Возьмите лупу и рассмотрите внимательно сахар.
- На что похожи крупинки сахара?
(на маленькие кристаллики – мелкие частицы, они трутся друг от друга, вот поэтому мы слышим хруст)
-Имеет ли сахар запах? (сахар не имеет ярко выраженного запаха)
-Какой он на вкус? (этот вкус вам знаком еще с раннего детства)
-А в воде растворяется? Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, хорошо размешайте. Что произошло? (сахар растворился в воде)
Воспитатель:
-Ребята выберите карточки с со свойствами сахара, о которых мы сейчас с вами говорили и прикрепим их на магнитную доску
ПРИКРЕПЛЯЕТ КАРТОЧКУ НА МАГНИТНУЮ ДОСКУ
Опыт №3
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить?
-Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы наливаем немного окрашенную воду и ставим сахарные кубики.
-Посмотрите, вода поднимается по кубику снизу вверх. Почему это происходит? (потому что сахар быстро впитывает воду)
-Да и пока он не успел растаять, Ильяз, твой кусочек сахара стал каким цветом?
-А почему Миша, твой кусочек сахара не изменил цвет? (вода была простая не подкрашенная)
Воспитатель:
-Михаил выбери карточку с этим свойством сахара
ПРИКРЕПЛЯЕТ КАРТОЧКУ НА МАГНИТНУЮ ДОСКУ
ОБОБЩЕНИЕ
Воспитатель:
-Ребята, так какими свойствами обладает сахар? (сыпучий, состоит из мелких частиц, не имеет запаха, быстро впитывает воду)
- Пользу или вред приносит сахар? Как вы думаете?
Минусы сахара:
1. Сахар вреден для зубов.
2. Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
3. С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.
4. Снижает уровень зрения.
Плюсы сахара:
1. Сахар делает нас счастливыми.
2. Сахар дает нам энергию.
3. Улучшает память.
Вывод:
-Какой же мы можем сделать вывод?
Воспитатель:
Сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням.
Здесь поможет золотое правило, - во всем надо знать меру.
Умеренное поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.
-Работа в лаборатории у нас закончилась. Вам понравилась исследовать?
Аккуратно снимите и сложите свою спецодежду.
ИДЕМ К КОРОБОЧКЕ, ГДЕ ЛЕЖАЛИ МЕШОЧКИ
Воспитатель:
-Что – же за вещество лежало в наших мешочках? (сахар)
-Ребята, мне кажется, что в нашей коробочке еще что – то лежит (трясу коробочку, открываю и достаю сахарные леденцы)
-Как вы думаете, из чего они сделаны? (из сахара)
-Интересно, кто мог приготовить вам такое угощение? (фиксики)
-А мы помогли фиксикам?
-Определили, какое вещество находилось в мешочках? (сахар)