Получи документы

«Удивительные кристаллы». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

Елена Кибец
«Удивительные кристаллы». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Удивительные кристаллы"

Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования, умение делать выводы.

Задачи:

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Систематизировать представления детей о кристаллах;- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

Темочки:

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Ход:

Ребята, мы живем на прекрасной планете, на которой есть леса, горы, реки, моря и океаны. Летом нас согревает солнце, а зима дарит снег, веселые игры. Кроме того руки людей сотворили много прекрасных вещей в нашем мире. Но есть в природе твердые вещества, которые называются – кристаллы. Они имеют правильную геометрическую форму и определенное количество граней. Кристаллы могут быть природными и искусственными, выращенными человеком. Кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. (Показ слайдов).

Из них делают красивые украшения. Самый твёрдый кристалл – алмаз: алмазными пилами распиливают камни. Кристаллы применяют при создании телефонов видеокамер, телевизоров.

Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Водяные пары в морозном воздухе высоко в небе превращаются в ледяные кристаллики. В воздухе кристаллики сталкиваются друг с другом, соединяются – получается снежинка. Какой бы формы не были снежинки - лучей в них всегда ровно шесть. (Показ слайдов).

Кристаллы образуются при переходе некоторых веществ из жидкого состояния в твердое состояние. Жидкая вода, замерзает и превращается в кристаллы льда или снежинок.

А еще: мы с вами ежедневно употребляем в пищу кристаллы – это соль и сахар. Как же появляются кристаллы соли и сахара, так нам необходимые?

- Вы все купались в море и, попробовали на вкус морскую воду. Какая она?

- Верно, соленая. А почему?

- Да потому, что в морской воде растворена соль.

- Мы знаем, чтобы получить кристалл надо, чтобы вода испарилась. Так и поступают, добывая морскую соль. В неглубоких бассейнах на морском берегу. По специальному каналу в них напускают морскую воду. Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесённая ею соль остаётся в бассейне. Остаётся только собрать эту соль. (Показ слайдов). Каменная соль находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась, образовав горы. (Показ слайдов). Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах Земли. Под землёй образуются большие горы соли, которые появились благодаря происходящим в толще Земли процессам нагревания. (Показ слайдов)

В шахте специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. После этого соль выгружается в специальные ёмкости, поднимается наверх и доставляется на солефабрику. (Показ слайдов)

- А как получают кристаллы сахара?

Прежде всего: сахар бывает тростниковый и свекловичный. То есть его добывают из сахарной свеклы и сахарного тростника. И свеклу, и сахар рубят на мелкую стружку, нагревают с водой, затем выпаривают жидкость – и получают кристаллы сахара. (Показ слайдов).

- Вы познакомились с необычным миром кристаллов, и я предлагаю вам превратиться в лаборантов, чтобы выявить некоторые свойства кристаллов сахара и соли, а так же попробовать вырастить в нашей лаборатории кристаллы соли. Проходите к столам, где вас ждет все необходимое для работы.

Опыт № 1 «Соль и сахар - сыпучие, хрустят»

Ребята, у вас на столах соль каменная и морская, сахар тростниковый и свекловичный. Рассмотрите внимательно все образцы, можно потрогать, попробовать на вкус, попробовать определить в какой тарелочке что находится.

- Вы правильно определили: сахар тростниковый – отличается от свекловичного сахара цветом, он – коричневый, но вы определили, что и тростниковый, и свекловичный сахар – очень сладкие.

Соль морская и каменная почти не отличаются друг от друга, морская – немного белее и кристаллики её - крупнее, обе – солёные.

Насыпьте, пожалуйста, соль в одну тарелку, а сахар – в другую. Что они делают? (сыплются). Значит: они какие? (сыпучие). А теперь надавите ложкой на соль, потом на сахар. Что вы слышите? (хруст).

Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему мы слышим хруст? (потому что кристаллики соли и сахара трутся друг о друга).

Вывод: И соль, и сахар - сыпучие, они, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст. Соль, независимо от того, где её добывали, имеет соленый вкус. Сахар тростниковый отличается от свекловичного сахара цветом, но вкус имеют сладкий.

Опыт №2. «Соль и сахар растворяются в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в первый стакан с водой, хорошенько размешаем, во второй стакан положим белый свекловичный сахар. Смотрим, что произошло? (и соль, и сахар растворились). Пробуем на вкус, какой стала вода? (с солью – соленой, с сахаром - сладкой). А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль и сахар растворяются в воде, делает воду соль – солёной; сахар – сладкой.

Опыт №3. «Чем отличается соль морская от каменной соли»

Перед вами по два стаканчика с водой и соль: каменная и морская. Попробуйте растворить по ложке соли, и определить: какая соль растворилась быстрее, и будут ли отличаться растворы соли.

Вывод: и морская, и каменная соль растворяются хорошо, раствор морской соло оказался более прозрачным.

Опыт № «Чем отличается сахар тростниковый от сахара свекловичного»

Перед вами по два стаканчика с водой и сахар светлый – свекловичный и коричневый – тростниковый. Растворите в стаканчиках по ложке сахара. Проверим: какой растворится быстрее, и будут ли они отличаться друг от друга.

Вывод: Растворились оба образца быстро, оба были сладкими, отличаются по цвету: вода со свекловичным сахаром – прозрачная, с тростниковым – коричневатая.

- Мы узнали о чудесном мире кристаллов, как настоящие лаборанты провели исследования кристаллов соли и сахара. А теперь я предлагаю вам вырастить кристалл соли в нашей группе. Это долгий процесс, мы будем наблюдать с вами, как из маленького кристалла соли вырастет большой кристалл.

Эту работу мы выполним вместе. Работа выполняется в присутствии и с участием детей.

Первое, что необходимо сделать – это подготовить солевой раствор. Для этого берем стаканчик с водой и наполняем его солью, постоянно размешивая, пока соль не перестанет растворяться в воде. Как только раствор будет готов, делаем удочку для кристалликов. К нитке прикрепляем маленький кристаллик соли и опускаем в готовый соляной раствор так, чтобы он не касался дна. Другой конец нитки привязываем к подготовленной палочке, которая держит этот кристаллик. Кристалл на нитке находится в подвешенном состоянии.

Накрываем емкость легкой крышечкой и ставим в тёмное место при комнатной температуре. Пусть наш кристалл растет, а мы будем наблюдать за этим процессом.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Удивительные кристаллы». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 22:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Удивительные кристаллы». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кибец (УИ 481903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД