Евгения (Прошина)Фоминова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в типографию»
Цель : ознакомление детей с работой типографии, этапами создания книги.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения книги.
- Формировать представления о работе типографии, познакомить с трудом работников типографии, с процессом создания, оформления книги.
Развивающие:
- Развивать познавательную и речевую активность. Обогатить словарь новыми словами (типография, печатный станок, профессии типографии : наборщик, редактор, печатник, переплетчик.).
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Путешествие в типографию“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Типография для детей своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Воспитательные: - - Воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к труду взрослых, создающих книги. - Способствовать формированию интереса, положительного отношения к труду, желания создавать предмет (книгу) своими руками.
Материал: ноутбук, (оборудование для просмотра презентации, книга, дидактические карточки «профессии типографии»; предварительная работа: азбука в картинках – раскраска (страница раскраски (раскрашенная) на каждого ребёнка, чтение художественной литературы.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Приходит в гости Буратино.
Здравствуйте, ребята! Я всех очень рад видеть! Мне папа Карло сделал подарок, я очень обрадовался, нес его вам показать и по дороге потерял.
-Что потерял Буратино, узнаете. Если отгадаете загадку.
Загадка
Есть листок, есть корешок,
Но не куст, и не цветок.
Не имеет лап и рук,
Но приходит к нам, как друг!
На коленки тихо ляжет,
Обо всем вокруг расскажет. (Книга)
Воспитатель: Да, отгадали загадку – это книга. Буратино потерял первую свою книгу – азбуку. И сегодня мы с вами будем говорить о книге, процессе ее создания и оформления.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: Актуализировать знания детей об истории создания и изготовлении книги.
-Ребята, недавно мы с вами отправлялись в путешествие «Прошлое книги».
- Как создавались книги?
С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе.
- Кто писал текст книги? Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками».
- Конечно, одну книгу можно написать. А вот десять или сто книг легко написать карандашом или ручкой?
-Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок, а затем и еще более сложные машины для печатания книг.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования процесса создания книги.
Буратино: «Ребята, я же тоже как и вы будущий ученик, скоро пойду в школу и мне очень нужна книга. У меня теперь нет ее. Я обращаюсь к вам с просьбой сделать её самому.
Воспитатель: -Ребята, поможем Буратино? Давайте сначала выясним:
- Где печатают книги?
- Люди каких профессий участвуют в создании книг вы знаете?
-А мы можем изготовить сами книгу? (ответы детей)
- Как, где или у кого можно узнать ответ, если вы не знаете?
4. Открытие детьми нового знания.
Дидактические задачи: формировать представление о труде работников типографии, процессом создания и оформления книги; формировать понимание о значимости каждого компонента труда в получении результата;
Просмотр презентации «Путешествие в типографию
Книга –это результат большого и кропотливого труда всех работников типографии.
Физкультминутка «Книга»
Открывай скорее книжку! Развести руки в стороны
В книжке мошка, мышка, мишка, по тексту
В книжке мячик круглый бок,
Вверх, вниз, прыг, скок.
В книжке зонт, открой и пой, Поднять руки вверх над головой
Дождик льёт, а ты сухой! Пальчиками по коленям
Книгу смело открывай
И скорей ее читай! (ходьба на месте)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенным.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец!
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы,
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт)
Ребята, вы узнали об истории создания, о месте происхождения книг. Процесс создании книги –это результат большого и кропотливого труда всех работников типографии.
Игровое дид. упражнение «Кто чем занимается» (рассказ по картинке)
Цель. Развитие словаря глаголов, обозначающих совершаемые людьми профессий типографии.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, что узнали нового. Фиксирование детьми достижения цели. Создать ситуацию успеха.
Мы можем тебе создать и подарить Буратино свою книгу (Раскраска по страничкам «Азбука в картинках» за раннее раскрашенная детьми.) Это будет книжка «Самоделка». А вот доделать ее до конца: скрепить, пронумеровать страницы и сделать красивую обложку помочь тебе могут, ты сам теперь знаешь.
-Поэтому поторопись, чтобы поскорее получить новую. Будь внимательным и больше ничего не теряй!
- Ребята, Буратино отправился за своей книгой, наше занятие подошло к концу. А мы давайте, вспомним о чем беседовали, что нового узнали:
-Где делают книги?
-Как называются профессии, люди которых участвуют в изготовлении книг?
-Помогли мы Буратино?
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, вы много сегодня узнали нового, а ещё сделали «доброе» дело. Спасибо всем!