Наталья Ерыпалова
Конспект занятия по окружающему миру и лепке в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование знаний детей о значении хлеба в жизни людей.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека.
2. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес у детей, память, логическое мышление, любознательность, диалогическую речь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, чувство ответственности за порученное дело.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру и лепке в подготовительной группе „Хлеб — наше богатство!“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Продукты питания. Лепка
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему «Откуда хлеб на стол пришел». Рассматривание иллюстраций на тему «Хлебобулочные изделия». Рассматривание иллюстраций о выращивании колосьев пшеницы. Загадывание загадок о хлебе, колосьях, зерне. Чтение рассказа: Э. Шим «Хлеб растёт», В. Дацкевич «От зерна до каравая». Чтение былин «Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович и Святогор».
Словарная работа: Пшеница, земледелец, хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь, комбайн, трактор.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: изображение Микулы Селяниновича, картинка с изображением поля для пахоты, картинки с изображением профессий работников сельского хозяйства, участвующих в процессе выращивания хлеба; специализированной сельскохозяйственной техники; репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; изображение поля пшеницы; муляжи хлебобулочных изделий.
Раздаточный: колоски пшеницы, мука, тесто.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы.
Практический: экспериментальная деятельность «Мы-пекари!»
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто он-попробуйте угадать по описанию. Это легендарный пахарь-богатырь, он хлеб растил, людей кормил. «Одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит. Зовут его…»
Дети: Микула Селянинович.
Воспитатель: Правильно, это могучий Микула Селянинович.
(показ изображения Микулы Селяниновича)
который помогал защищать свою землю от врагов, но и труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
Пришел к нам Микула Селянинович не просто так. Хочет он загадать вам загадку:
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем-земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки.
Вырастай богатырем! Что это?
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Правильно, хлеб. Отгадали ребята твою загадку, Микула Селянинович. Наши дети очень много знают про хлеб, и сейчас с удовольствием тебе расскажут.
Алиса: Хлеб издавна символизирует народное благополучие. Его употребляют все народы мира.
Слава: Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь».
Дидактическая игра «Каким бывает хлеб?»
(подбор прилагательных к существительному)
Воспитатель: Назови хлеб ласково.
Дети: хлебушек
Воспитатель: Каким бывает хлеб?
Дети: вкусный, мягкий, свежий, черствый, белый, ржаной, черный, горячий, свежий, ароматный, теплый, красивый, аппетитный, пшеничный, душистый, пахучий, черствый и т. д.
Воспитатель: А теперь ребята приглашаю вас посетить магазин.
Воспитатель показывает иллюстрацию «Ветрина магазина»
Что мы видим на прилавке магазина?
Дети: батоны, буханки, крендельки, булки, калачи, плюшки, плетенки, ватрушки, пироги и др.
Воспитатель: Как называется магазин, в котором продают хлеб?
Дети: хлебный, булочная.
Воспитатель: А как же хлеб оказался на прилавке?
Воспитатель показывает иллюстрацию «Поле для пахоты»
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: поле, пашня
Воспитатель: Что нужно сделать с этой землей и почему?
Дети: землю нужно вспахать, чтобы был доступ воздуха, воздух нужен растениям для дыхания
Воспитатель: Выращивать и убирать хлеб людям теперь помогают сильные машины.
Весной, как только оттает и просохнет земля, в поле выходит…
Вместо лошади теперь
На полях послушный «зверь»,
Пашет плугом из металла…
Земледельцам легче стало.
Дети: Трактор.
Воспитатель: Правильно, трактор. А кто управляет трактором?
Дети: тракторист.
Воспитатель: Вот земля стала рыхлой и послушной. Теперь можно сеять. К трактору прикрепляют сеялки и те, ровными рядами укладывают в почву зерна ржи или пшеницы.
(показ картинки с изображением сеялки)
Воспитатель: Вот пшеница или рожь взошла. Все лето созревают зерна в колосьях.
Дидактическая игра «Посчитай колоски».
Дети рассматривают и считают колоски (разложены на столах)
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (качают руками над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал. (медленно поднимаются)
К солнцу и теплу тянулся
И красавцем обернулся (встают на носочки)
Воспитатель: Зерна созрели, и начинается жатва. В поле выходят другие машины.
По полю пройдет-мигом урожай весь соберет.
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Правильно, комбайн. А кто управляет комбайном?
Дети: комбайнер.
Воспитатель: Что делает комбайн?
Дети: срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые непрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие копны обмолоченной соломы.
Воспитатель показывают иллюстрацию работы комбайна.
Воспитатель: Далее машины везут зерно на элеваторы. Что такое «элеватор»? Дети: хранилище для зерна.
Воспитатель: А, как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: на мельницу.
Воспитатель: Правильно, там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: на хлебозавод, в пекарню
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В него добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
(показ иллюстрации)
Воспитатель: Вот тесто замешано, и пришло время положить его в форму и поставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят в машины и везут в магазины.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда вложено, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень уважительно и бережно относился к хлебу. Хлеб-всему голова. Всего три слова, а как точно они говорят о важности хлеба. Какие вы еще знаете пословицы о хлебе?
Дети: Без хлеба - нет обеда.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много вы знаете о хлебе. Микула Селянинович может быть спокоен, забота о хлебе в надежных руках.
Практическая часть занятия:
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в пекарей и испечем вкусные булочки. И обязательно угостим Микулу Селяниновича.
1. Возьмем небольшой комок теста и раскатаем в жгут длиной 12-15 см.
2. Жгут теста аккуранто завязывает в тугой узел (концы по 1.5 – 2 см.)
3. Оформляем голову (глаза) и хвост (надрезаем перышки)
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе давайте разомнем свои пальчики
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим!
Воспитатель: Ну вот теперь мне кажется, что мы с вами готовы стряпать настоящий хлеб. Приглашаю вас в пекарню.
Дети моют руки, надевают шапочки, фартуки и перчатки.
(Звучат русские народные мелодии).
Самостоятельная деятельность детей.
1. Все вместе делают, затем выкладывают их на противни,
2. смазывают сверху желтком, чтобы были красивыми.
3. По окончании работы противни относятся на кухню.
Воспитатель: Сейчас наши булочки отдадим повару. А когда они испекутся и будут готовы, нам их принесут.
Дети снимают фартуки, моют руки.
Воспитатель: Пока булочки пекутся, мы поиграем
Дидактическая игра «Хлопай-топай».
Если утверждение о хлебе верно, вы все дружно хлопаете, если нет-топаете.
• Хлеб растет на грядке.
• Для выращивания хлеба солнце не нужно.
• Продавец продает в магазине колоски
• Можно выбрасывать хлеб, если он зачерствел.
• Хлеб дает силу.
• Хлеб можно есть грязными руками.
• На мельнице работает комбайнер.
• Пекарь работает на тракторе.
• К хлебу нужно относиться уважительно и бережно.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о том, какой путь проходит зерно, чтобы получился хлеб.
Воспитатель: Кем мы сегодня с вами были?
Дети: Мы сегодня были пекарями.
Воспитатель: Что мы делали?
Дети: Мы сегодня стряпали булочки.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Замечательные у вас получились булочки, они все разные, красивые! Вы настоящие пекари.
Понравилось вам?
Дети: Да, нам очень понравилось!
Повар приходит с готовыми пирогами. Угощает детей.