Зиля Султанова
Конспект занятия по ООД для старшей группы по рисованию «Фантазия Мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать элементы по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности.
Программные задачи:
Обучающие:
- продолжать обучать основным элементам гжельской росписи;
- закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, травинки, завитков, волнистых линий;
- формировать умения рассматривать изделия из гжели, выделяя детали элемента (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- закреплять навыки рисования элементов гжельской росписи (точки, полоски, сетка, капельки, волнистые дуги);
- формировать умения самостоятельно составлять роспись на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
- закреплять приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Воспитывающие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение оценивать работу сверстников.
Развивающие:
- развивать чувство цвета при составлении элемента;
- развивать память, мышление, творческое воображение.
- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, книг, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание гжельских альбомов, раскрашивание в раскрасках гжельских узоров, чтение рассказа о Гжели, истории их возникновения, рисование и называние элементов росписи.
Материалы и оборудование: слайдовая презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, аудиозаписи, заготовки из бумаги белого цвета, клеенки, салфетки, гуашь, кисточки, стакан.
Ход деятельности:
1. 1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Заходит Матрена в группу и танцует (под веселую музыку).
- Здравствуйте народ честной! Уххх устала я. Шла-шла и на ярмарку пришла. Только подождите…хм… на ярмарку это не похоже. Где это я? (ответы детей)
Матрена. Ребята, посмотрите, сколько гостей! (удивленно)
Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся и подарим им свои
наилучшие пожелания, у меня в одной ладошке здоровье, а в другой – благополучие. А у тебя, Диана что? У Насти? И теперь сдуем их нашим гостям.
- Ну что ж, давайте познакомимся. Меня зовут Матрена Николаевна.
2 Основная часть.
- Ребята, я ведь на ярмарку шла. А туда привозили русские мастера изделия. Вот и я несу свои тарелочки.
- Таааак, а где же они? Это что же такое (рыдает) я пока плясала все растеряла…Осталась только 1 тарелка. А их было очень много. Как же мне быть? Не пойду же на ярмарку с одной тарелкой. Мне много тарелок нужно, чтобы торговать. Вы мне поможете? (Ответы детей)
Ой, спасибо. (рыдает)
-Как же это прекрасно. Вы такие отзывчивые и добрые! Посмотрите она расписана. Вы знаете, какая эта роспись? (ответы детей)
-Почему она так называется сейчас расскажу.
Рассказ Матрены. Недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Матрена. Ребята, а мне говорили, что вы знаете стихи про гжель.
1 ребенок -
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
2 ребенок
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
3 ребенок
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Матрена. Молодцы! Ребята, а теперь немного отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
(Показ слайдов)
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на нее.
Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)
- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.
- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Воспитатель:
- Какие элементы использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Их можно увидеть не только на фарфоре, сувенирах, на картинах, на одежде, на постельном белье.
Матрена. Приглашаю вас к столу. Садитесь правильно, спину выпрямили. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы на бумаге с помощью кисти и красок.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если набираю много краски на кисть, получается темный цвет. Если мало, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья. С помощью примакивания можно сделать мелкие лепестки, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски?
Работа детей у доски. (двое – трое детей).
Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи тарелок на бумаге. А чтобы работа ладилась, да спорилась, выполним пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
Встали, пальчики, ура!
Рисовать уже пора.
Приступаем к работе. Будьте внимательны и аккуратны.
III. Заключительная часть.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте элементы, а потом посмотрим ваши работы.
- Ребята мы с вами были сегодня мастерами по росписи тарелок.
- Вам понравилось? (да)
- Ребята, посмотрите, какие красивые тарелки на ярмарку у вас получились.
- Какие элементы в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.
Если вам понравилось занятие, то подойдите и возьмите радостный смайлик, а если нет, то грустный.
Спасибо вам за помощь! Теперь и я вас отблагодарю! (угощение)