Галина Никифорова
Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников. Безопасное поведение при взаимодействии с посторонним человеком
Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников. Безопасное поведение при взаимодействии с посторонним человеком
Безопасность жизнедеятельности — одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы дети, особенно дошкольники. Они доверчивы, открыты и любознательны, не умеют оценивать последствия своих действий, степень грозящей им опасности. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОО.
Публикация «Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников, Безопасное поведение при взаимодействии с посторонним человеком» размещена в разделах
Картотека тем по ОБЖ содержит раздел «Ребенок и другие люди». Среди возможных тем:
1. «Внешность человека может быть обманчива»;
2. «Не все люди имеют добрые намерения»;
3. «Незнакомец заставляет делать плохие/неправильные вещи»;
4. «Если незнакомцы хотят отобрать твою вещь»;
5. «Незнакомец звонит в дверь»;
6. «Знакомый посторонний приглашает в гости»;
7. «Телефонный разговор с незнакомцем» и другие
Данная работа соответствует обозначенной тематике и может быть дополнена в зависимости от характеристики группы.
Цель: формирование знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил.
Задачи
Образовательные:
1. Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении при взаимодействии с посторонним человеком.
2. Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
3. Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
4. Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.
5. Приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Развивающие:
1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.
Форма организации НОД: Анализ проблемной ситуации, игры с использованием дидактических материалов, лепка пластилином (пластилинография). Продолжительность: от 15 до 20 минут.
Возраст детей: 3-4 года
Образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности.
Тип занятия: Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).
Методы и приемы: Игровая ситуация с использованием художественного слова, беседа, анализ ситуации и рефлексия.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Материально-техническое обеспечение: коробка. Мягкий пластилин (7 цветов, стек, клеенка, влажные салфетки. Шаблон для пластилинографии «Петушок» по количеству детей на занятии. Размер картинки: А4
Подготовка раздаточного материала, распечатка.
Предварительная работа. Чтение сказок «Кот, лиса и петух», «Колобок», «Красная шапочка», «Семеро козлят». Беседа о поведении героев сказок, просмотр мультфильмов. Рекомендованы: «Безопасность – это важно!» серия «Правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми»
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этап деятельности
1 Мотивация - отгадывание загадок о героях сказок, использование разрезных картинок
2 Постановка цели- вспоминаем сказки, героев. Формируем правила поведения с незнакомыми людьми.
3 Совместная работа- продолжаем беседу о сказочных героях, отвечаем на вопросы.
4 Самостоятельная работа детей - оформляем открытку
5 Рефлексия - каждый ребенок произносит правило безопасного поведения и выражает отношение к нему.
Организация детей на занятии. Делим детей на группы по количеству разрезных картинок. Раздаточный материал:
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель подходит к ним с коробочкой в руках.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках интересная коробочка. Давайте посмотрим, что в ней.
(Воспитатель открывает коробочку и достает из нее 4 конверта. Заглянув в один из них, воспитатель качает головой.)
Воспитатель: Ничего не понимаю! Ребята, это письма, но от кого они очень трудно разобрать. Вместо отправителя – написаны загадки! Отгадаем?
Дети: Да!
Воспитатель: Первая загадка.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(семеро козлят)
Дети: Семеро козлят!
Воспитатель: Правильно. Это письмо от козлят. Вторая загадка:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Кто же это? ….(Колобок)
Дети: Колобок!
Воспитатель: Очень хорошо. Следующая загадка.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
Дети: Красная Шапочка!
Воспитатель: Какие вы молодцы. Слушайте еще загадку.
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок- золотой гребешок)
Дети: Петя петушок!
Воспитатель: Да. Это Петя петушок-золотой гребешок. Нам прислали письма герои сказок. Осталось выяснить, что же в конвертах. Сейчас мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получит конверт. В конверте картинка, которую необходимо собрать из кусочков. И назвать сказку, изображенную на ней.
Количество групп зависит от количества сказок. А вот количество детей в группах – от посещаемости. Не обязательно рассаживать за разные столы. Воспитатель помогает детям занять свои места и раздает конверты. Следит за выполнением задания, которое много времени не занимает.
Воспитатель: Дети, назовите сказки.
Дети: Колобок! Красная Шапочка! Семеро козлят!
Воспитатель: А еще?
Дети: Кот, лиса и петух.
Воспитатель: Хорошо. Вспомните, героев сказок и что с ними произошло.
Дети: Колобка съели!
Дети: Козлят съели и Красную Шапочку!
Дети: Лиса украла Петушка!
Воспитатель: Все верно. С каждым героем сказки произошла беда. Колобок убежал от деда и бабки. Он думал, что с ним ничего не случится. Но лиса его обманула и съела. А дед и бабка еще долго горевали. Правильно сделал Колобок, что убежал?
Дети: Нет!
Воспитатель: А как его обманула лиса?
Дети: Попросила спеть песенку у нее на носу.
Воспитатель: Лиса была вежливой и совсем нестрашной. Колобок не думал, что она хочет причинить ему вред. Красная Шапочка тоже не ожидала от волка обмана. Она рассказала всё, о чем спрашивал ее волк, и показала, где живет ее бабушка. Скажите, дети, можно говорить незнакомым, чужим людям о себе: где живете, когда придут родители, когда вас дома не будет, как открыть дверь?
Дети: Нет! Нельзя.
Воспитатель: А кто из героев сказок впустил в дом волка?
Дети: Семеро козлят.
Воспитатель: Верно. Козлята впустили. И их волк сумел обмануть. А почему ему это удалось?
Дети: Он пел тоненьким голосом, как коза. И присыпал лапы мукой.
Воспитатель: Волк не просто спел песенку, которую пела мама. Он спел ее совсем как коза, даже дети поверили. Но почему ему удалось это? Потому что козлята сами сказали, как надо петь. И про лапы сказали. Если вы дома одни, а кто-то чужой просит вас впустить – не открывайте ему дверь. И не разговаривайте с ним. А обязательно все расскажите родителям. В сказке про петушка, лиса так и обманула. Лестью, да сладким голосом уговорила его выглянуть в окошко. Как она говорила: Петя-петушок золотой гребешок. Выгляни в окошко, дам тебе?
Дети: Горошка!
Воспитатель: Правильно, дети. Не надо верить чужим людям, даже если они кажутся милыми, добрыми и угощают вас чем-то. Может это Лиса-плутовка или Волк-разбойник. А если вас силой хотят увести? Что надо делать?
Дети: Кричать, звать на помощь.
Воспитатель: Какие молодцы, все верно говорите. А герои сказок не знали таких простых правил. С ними беда и приключилась. Вот они и написали нам письмо, что бы напомнить нам о безопасном поведении. Давайте, отправим им ответное письмо. С открыткой.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Сейчас каждый получит открытку и пластилин. Наша задача: раскрасить рисунок пластилином. (Воспитатель собирает со стола разрезные картинки и раскладывает материалы для нового задания). Перед вами все необходимое. Отщипывайте немного пластилина. Разминайте его в руках и замазывайте им рисунок. Старайтесь не выходить за контур. Какой у нас петушок? Красная бородушка и гребешок, желтый клювик и лапки. А вот перышки могут быть любыми, какими захотите.
Дети выполняют задание. Воспитатель следит и помогает в случае необходимости. После выполнения задания, воспитатель рассматривает работы и хвалит ребят за старание и фантазию.
Воспитатель: Какие красивые у всех вас петушки получились. Какая открытка вышла хорошая. Осталось письмо написать. Только вы писать пока не умейте. Пусть каждый из вас скажет пожелание героям сказок, а я все запишу и отправлю. Как правильно надо себя вести с незнакомыми людьми, чтобы беды не было?
Дети по очереди говорят, а воспитатель делает пометки на листе.
Воспитатель: Спасибо, ребята. Теперь вы не растеряйтесь, и сказочные герои могут быть спокойны за вас. Вам понравилось занятие? Хорошо. Тогда будем ждать еще писем из сказочного мира.
Занятие окончено. Столы убраны. Картинки помещают на стенд с указанием автора до следующих работ.