Анжелика Хаметова
Конспект занятия по обучению пересказа сказки «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Формирование навыка пересказа сказки со зрительной опорой. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения со зрительной опорой).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие познавательной и регулирующей функции речи, диалогической речи, общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимы, ритмической стороны речи, голоса, интонации.
Публикация «Конспект занятия по обучению пересказа сказки „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Коррекционно-воспитательные цели. Обучение детей сочувствию, сопереживанию, осуждению, восприятию прекрасного.
Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Предварительная работа. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик», разучивание подвижной игры «Заяц Егорка», чтение сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения с опорой на картинку).]
Логопед приглашает детей в кабинет, где на столике уже приготовлены сюжетные картинки.
Логопед. Рассмотрите картинки, на которых изображены животные и вспомните о цвете меха этих животных.
1-й ребенок. Белый зайчик прячется под кустиком.
2-й ребенок. Рыжая лиса гонится за зайцем.
3-й ребенок. Бурый медведь спит в берлоге.
4-йребенок. Серый волк идет по следу.
Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали. Садитесь.
2. Вводная беседа. [Развитие диалогической речи. ]
Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам.
Логопед. Кого вы видите на картинке?
Дети. Лису и зайчика.
Логопед. Что делает зайчик?
Дети. Он сидит в избушке и смотрит в окошко.
Логопед. Что делает лиса?
Дети. Она просится в избушку к зайчику.
Логопед. Почему она просится к зайчику?
Дети. Ее избушка растаяла.
Логопед. Какой она была?
Дети. Ледяной.
Логопед. Ау зайки какая избушка?
Дети. Лубяная.
Логопед. Вы помните, зайка пустил к себе лису?
Дети. Пустил.
Логопед. Я напомню вам сказку. Послушайте ее еще раз.
3. Выразительное рассказывание сказки логопедом. Логопед рассказывает сказку и иллюстрирует ее на наборном полотне с помощью плоскостных фигурок.
Заюшкина избушка
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришла весна, и у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, к себе жить.
— Нет, лиска, не пущу! Зачем дразнилась? Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе в дом. Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать :
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет. Бегут мимо собаки:
— Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайка, мы ее выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним! Подошли к избушке :
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А она им с печи:
— Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайка, я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом: У-у-у! У-у-у! Ступай, лиса, вон! А лиса с печи:
— Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал. Опять заяц сидит и плачет. Идет мимо медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали— не выгнали. Волк гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал :
— Ррр! Ррр! Ррр! Ступай, лиса, вон! А она с печи:
— Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам! Испугался медведь и ушел. Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
— Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
— Не горюй, заинька, я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню! Пошел петух к избушке :
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь. Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!
А лиса говорит:
— Шубу надеваю. Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
4. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи. ]
Беседа начинается после небольшой паузы. Логопед выясняет, как дети поняли содержание сказки.
Логопед. О ком рассказывается в сказке «Заюшкина избушка»?
Дети. В сказке рассказывается о лисе и зайце.
Логопед. Какие избушки были у лисы и зайца?
Дети. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная.
Логопед. Как лиса дразнила зайца? Каким голосом она это говорила? С какой интонацией?
Дети. У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Логопед. Что случилось с избушкой лисы весной?
Дети. У лисы избушка растаяла.
Логопед. О чем лиса стала просить зайца?
Дети. Лиса стала просить зайца пустить ее жить.
Логопед. Что произошло дальше?
Дети. Заяц пустил лису в избушку, а лиса его выгнала.
Логопед. Что сделал заяц, когда лиса его выгнала?
Дети. Заяц сидел и плакал.
Логопед. Кто предложил ему помощь?
Дети. Мимо бежали собаки и спросили зайца: «Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?» Зайчик сказал : «Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала». Тогда собаки сказали, что выгонят лису.
Логопед. Поверил ли зайка собакам? Что он сказал? Каким голосом? С какой интонацией?
Дети. «Нет, не выгоните!»
Логопед. Что сделали собаки?
Дети. Собаки подошли к избушке и стали лису гнать : «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!»
Логопед. Что ответила лиса? Подумайте, как это надо сказать.
Дети. А она им с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
Логопед. Что сделали собаки?
Дети. Испугались собаки и убежали.
Логопед. Что было дальше?
Дети. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк и спрашивает: «О чем, заинька, плачешь?» А зайчик отвечает: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала». Тогда волк сказал, что выгонит лису.
Логопед. Поверил ли зайчик волку? Что он сказал?
Дети. «Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь».
Логопед. Что произошло дальше?
Дети. Пошел волк к избе и завыл страшным голосом: «У-у-у! У-у-у! Ступай, лиса, вон!» А лиса с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
Логопед. Что сделал волк?
Дети. Испугался волк и убежал.
Логопед. Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за медведя?
Дети. Опять заяц сидит и плачет. Идет мимо медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» Зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала». Медведь решил помочь зайцу: «Не плачь, зайчик, я ее выгоню».
Логопед. Поверил ли заяц медведю? Что он сказал?
Дети. «Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали. Волк гнал — не выгнал. И ты не выгонишь».
Логопед. Что было дальше?
Дети. Пошел медведь к избушке и зарычал : «Ррр! Ррр! Ррр! Ступай, лиса, вон». А она с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
Логопед. Что сделал медведь?
Дети. Испугался медведь и ушел.
Логопед. Что было дальше?
Дети. Опять сидит заяц и плачет. Идет мимо петух, несет косу: «Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала».
Логопед. Что пообещал ему петух?
Дети. «Не горюй, заинька, я ее выгоню».
Логопед. Поверил ли петуху заяц? Что он сказал?
Дети. «Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь».
Логопед. Что сделал петух? Попробуйте произнести его слова так, чтобы лиса испугалась.
Дети. Пошел петух к избушке :
«Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!»
Логопед. Испугалась ли лиса? Дети. Лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь.» Логопед. А петух что на это сказал? Дети. Петух опять:
«Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!»
Логопед. Что сделала лиса?
Дети. А лиса говорит: «Шубу надеваю.»
Логопед. Что сказал петух в третий раз?
Дети. Петух сказал в третий раз :
«Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!»
Логопед. Испугалась ли лиса и что она сделала?
Дети. Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.
Логопед. Чем закончилась сказка?
Дети. Заюшка с петухом стали жить да поживать.
5. Подвижная игра «Заяц Егорка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения. ]
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки.
Свалился в озерко. В центре на корточках сидит один ребенок.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку! Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.
6. Повторное рассказывание сказки логопедом.
Логопед приглашает детей на стульчики и предупреждает их, что расскажет сказку еще раз, а они будут ее пересказывать. Рассказывает сказку и показывает картинки.
7. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми. Дети молча рассматривают сюжетную картинку к сказке.
8. Пересказ сказки по ролям.
Логопед берет на себя роль рассказчика и организует пересказ сказки по ролям.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед просит детей вспомнить название сказки, которую они пересказывали, а также рассказать, чем еще они занимались сегодня.