Ольга Соколова
Конспект занятия по обучению игре в шахматы дошкольников «Шахматные фигуры»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Пионерского городского округа
по обучению игре в шахматы дошкольников
«Шахматные фигуры»
Подготовила воспитатель 1 категории
Соколова О. В.
Пионерский
июль 2019г
Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы дошкольников „Шахматные фигуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Задачи:
Познавательные: познакомить с шахматными фигурами, закрепить знания детей направлений движения фигур в шахматной игре.
Обучающие : выработать навык работы с шахматной доской, закреплять знания правил игры в шахматы.
Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, усидчивости.
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).
Воспитательные: воспитывать навыки работы в команде, вырабатывать уверенность в своих силах.
Оборудование: разрезанная картинка шахматной доски, конверт, раскраски с шахматными фигурами, комплект шахмат, демонстрационная доска, кубик с изображением шахматных фигур, черные и белые квадраты,
Предварительная работа: чтение отрывков из книги «Удивительные приключения шахматной доски» И. Сухин.
Ход занятия
Воспитатель: (читает стихотворение)
Зовется Шахматной доской
Двухцветная страна.
Ведется в ней упорный бой-
Двухцветная война.
Там обе армии смелы
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон такой.
(стук в дверь-Вам письмо)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь какая-то печать (корона). Давайте откроем его и прочтем.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Шахматный король, и знаю, что вы изучаете шахматы. И очень надеюсь, что вы поможете в моей беде. На нашу страну Шахмандию напал злой волшебник и своей волшебной силой разбил все доски и заколдовал все шахматные фигуры. Сохранилась малая часть фигур и осколки доски. Я вложил их в конверт. Помогите нас расколдовать!
Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям Шахмандии? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами ребята попробуем восстановить шахматную доску.
(дети собирают разрезанную картинку шахматной доски)
Воспитатель: Вот и собрали мы с вами шахматную доску, а давайте вспомним, что есть у доски? ( ответы детей: клеточки белые и черные, горизонталь, вертикаль, диагональ)
Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру выложи из квадратиков. (дети выкладывают из квадратиков диагональ, вертикаль и горизонталь)
Воспитатель: устали ребята, давайте немного разомнемся.
Проводится физминутка:
Ну-ка, пешки, поиграем
Головой мы покачаем,
Вправо-влево, а потом
3-4 приседаем
Наши ножки разминаем.
1,2,3 на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души
На места мы вновь спешим.
Воспитатель: игра «Кубик» (назвать шахматную фигуру, выпавшую на кубике)
Воспитатель: игра «Расставь фигуры» (выставить фигуры в правильном порядке на шахматной доске).
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как называются шахматные фигуры. Чтобы до конца помочь жителям Шахмандии, нам осталось только определить фигуры по цвету. Какого цвета бывают шахматные фигуры (черные и белые).
Воспитатель: Все верно. Выберите себе любую раскраску по желанию и «расколдуйте» - раскрасьте ее.
(Дети раскрашивают фигуры)
Воспитатель: Ну, вот ребята, вы хорошо потрудились, и справились с колдовскими чарами. Теперь Шахматный король и шахматные жители будут счастливы. Несите свои рисунки и размещайте их на доске.
Воспитатель подводит итог занятия : закрепляются названия шахматных фигур и направлений их движения: дети называют выбранные для раскрашивания фигуры и направления их движения по шахматной доске (н-р, у меня на картинке конь, он ходит буквой Г».
Домашнее задание: дома нарисовать схему начального нахождения на шахматной доске выбранной фигуры.