Дарья Шатилова
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой-ладья»
Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста „Знакомство с шахматной фигурой-ладья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
демонстрационная шахматная доска;
дидактический материал.
Ход занятия.
Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.
Есть такое поле в летках,
Здесь сражаются нередко,
Нет мечей, щитов, снарядов,
Падать тоже здесь не надо,
Побеждают только мысли,
А не пушек точный выстрел! (Шахматы)
Игра «Волшебный мешочек»
-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении.
3. Объявление темы занятия
Воспитатель: А какой фигуры не хватает на шахматной доске?
Дети: ладьи
Воспитатель: Как вы думаете, почему её не было в мешочке?
Воспитатель: Кто догадался, с какой фигурой будем знакомиться?
Дети: с ладьей
Воспитатель: На что она похожа?
Дети: На башню
Воспитатель: Где занимает ладья свое место изначально?
-Покажите.
Воспитатель: Сколько ладьей на доске?
Дети: 2 белые и 2 черные всего 4
Воспитатель: Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об этой шахматной фигуре.
-Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну город Каиссию. Посмотрите это же наша старая знакомая Клеточка.
Клеточка остановилась около маленького уютного домика, на котором было написано «Белая ладья».
— А почему ладью называют ладьёй? — спросила Клеточка.
История шахматной ладьи и ее названия в России
В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?
Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах. Эти большие лодки в старину называли Ладьями.
Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.
Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, - неужели не играют индийские детишки в игрушки! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы. Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.
По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры. Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.
Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.
Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.
В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы, где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.
А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.
Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты. Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.
Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.
Клеточка распахнула дверь домика.
Посредине комнаты за шахматным столиком сидела… белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая. (показ слайдов)
— Я, Клеточка. А я — ладья. Слушай и запоминай клеточка – сказала ладья. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. И ладья озорно запрыгала с клетки на клетку. (показ слайдов)
— Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья. — За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге. (показ на демонстрационной доске)
— Как побить? — удивилась Клеточка.
— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход. (показ на демонстрационной доске)
И тут чёрная ладья тоже забралась на шахматную доску.
— Чёрная ладья стоит под боем. При ходе белых я беру её и становлюсь на её место,- сказала белая ладья и побила чёрную. (показ на демонстрационной доске)
5. Физминутка:
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охота – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
Воспитатель: Теперь мы с вами отправляемся из шахматного города Каиссия снова в наш детский сад. И будем решать задачи на нашей шахматной доске.
Воспитатель: Представьте, что все черные фигуры заколдованы. А белая ладья должна побить все фигуры противника.
Игра «Один в поле воин»
Дети выполняют на демонстрационной доске.
Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках.
Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.
1.
2.
3.
Воспитатель: О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?
Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали, диагонали.
Зато умеет делать ловко
Ход необычный- рокировку!
Её манё вр- сплошной кроссворд:
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву тихий иод,
Но вот удар и враг в печали!
Воспитатель: Наше занятие закончено. Всем спасибо.