Получи документы

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой-ладья»

Дарья Шатилова
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой-ладья»

Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста „Знакомство с шахматной фигурой-ладья“» размещена в разделах

2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

шахматные доски с фигурами;

демонстрационная шахматная доска;

дидактический материал.

Ход занятия.

Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.

Есть такое поле в летках,

Здесь сражаются нередко,

Нет мечей, щитов, снарядов,

Падать тоже здесь не надо,

Побеждают только мысли,

А не пушек точный выстрел! (Шахматы)

Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении.

3. Объявление темы занятия

Воспитатель: А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

Дети: ладьи

Воспитатель: Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

Воспитатель: Кто догадался, с какой фигурой будем знакомиться?

Дети: с ладьей

Воспитатель: На что она похожа?

Дети: На башню

Воспитатель: Где занимает ладья свое место изначально?

-Покажите.

Воспитатель: Сколько ладьей на доске?

Дети: 2 белые и 2 черные всего 4

Воспитатель: Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об этой шахматной фигуре.

-Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну город Каиссию. Посмотрите это же наша старая знакомая Клеточка.

Клеточка остановилась около маленького уютного домика, на котором было написано «Белая ладья».

— А почему ладью называют ладьёй? — спросила Клеточка.

История шахматной ладьи и ее названия в России

В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?

Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах. Эти большие лодки в старину называли Ладьями.

Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.

Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, - неужели не играют индийские детишки в игрушки! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы. Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.

По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры. Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.

Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.

Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.

В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы, где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.

А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.

Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты. Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.

Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.

Клеточка распахнула дверь домика.

Посредине комнаты за шахматным столиком сидела… белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая. (показ слайдов)

— Я, Клеточка. А я — ладья. Слушай и запоминай клеточка – сказала ладья. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. И ладья озорно запрыгала с клетки на клетку. (показ слайдов)

— Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья. — За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге. (показ на демонстрационной доске)

— Как побить? — удивилась Клеточка.

— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход. (показ на демонстрационной доске)

И тут чёрная ладья тоже забралась на шахматную доску.

— Чёрная ладья стоит под боем. При ходе белых я беру её и становлюсь на её место,- сказала белая ладья и побила чёрную. (показ на демонстрационной доске)

5. Физминутка:

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель: Теперь мы с вами отправляемся из шахматного города Каиссия снова в наш детский сад. И будем решать задачи на нашей шахматной доске.

Воспитатель: Представьте, что все черные фигуры заколдованы. А белая ладья должна побить все фигуры противника.

Игра «Один в поле воин»

Дети выполняют на демонстрационной доске.

Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках.

Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.

1.

2.

3.

Воспитатель: О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!

Её манё вр- сплошной кроссворд:

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву тихий иод,

Но вот удар и враг в печали!

Воспитатель: Наше занятие закончено. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятие по обучению детей игре в шашки «Знакомство. Королевство шашек» Королевство шашек. Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё»Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё» Конспект занятия «Знакомство с буквой Ё» Цель:: познакомить детей с буквой Ё. Материал и оборудование: проектор, программа «Буквария»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» Цель: познакомить с буквой Ц, совершенствовать произношение звука [ц]. Материал и оборудование:.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» (2 занятия)Цель: познакомить детей с буквой Ч, развивать произношение звука [ч]. Материал и оборудование:.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой-ладья»
Опубликовано: 24 марта 2021 в 09:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой-ладья»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Шатилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД