Марина Харчекова
Обучение грамоте в старшей группе. Конспект занятия «Путешествие на остров Радуги» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
I. Цель: Различение звуков [Р-Р’] на слух, изучение буквы Р.
II. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки фонетического синтеза.
-совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов.
-упражнять в делении слов на слоги.
-знакомство с зрительным образом буквы.
Коррекционно- развивающие:
-развитие мелкой моторики,
- развивать фонематический слух, грамматический строй речи.
Публикация «Обучение грамоте в старшей группе, Конспект занятия „Путешествие на остров Радуги“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
- развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.
- развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
- развивать зрительное внимание, память
Коррекционно- воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
-формировать навыки сотрудничества, взаимоотношения со сверстниками.
Здоровьесберегающие: продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания:
III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки [р] и [р’], макеты пароходов, разрезная буква Р, синий и зелёный домик.
IV. Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Какое у нас настроение (Хорошее).Теперь улыбнемся друг другу и тогда, как в песне хорошее настроение не покинет нас никогда.
2. Артикуляционная гимнастика.
Пара птиц порхала, порхала,
Да и выпорхнула.
3. Отгадывание загадок.
Дети, отгадайте мою загадку:
Крашеное коромысло, над рекой повисло. (Радуга)
Назовите первый звук в слове «РАДУГА»? [Р]
Характеристика твёрдого звука Р: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
-Отгадайте ещё одну загадку
Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Река) Назовите первый звук в слове «РЕКА»? (Р’)
Характеристика мягкого звука Р: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком
Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки [Р] и [Р’]
4. «Найди свой домик» (дифференциация Р,РЬ, работа с картинками)
Логопед: Ребята нашим картинкам нужен свой домик. Картинки с твердым звуком Р мы положим в синий домик. А с мягким звуком РЬ в зелёный домик.
5. Раздается стук в дверь (заходит Почтальон Печкин)
- Здравствуйте ребята, я Почтальон Печкин принес вам письмо с далёкого остова Радуга.
Логопед читает письмо: «Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут вам ребята с острова Радуга. У нас случилась большая беда, наша самая главная буква на острове «Р» упала и разбилась. Мы не можем ее собрать. Помогите нам, пожалуйста. Римба и Рамба»
Логопед: Ну, что ребята поможем жителям острова в их беде? Тогда в путь!
6 «По местам» (слоговой анализ)
Логопед: А на чем же мы сможем добраться на остров (на пароходе). Да, ребята, но поплывем мы на двух пароходах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в пароход с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в пароход с тремя окошками.
7. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: итак, все матросы на местах. Но прежде чем отправиться в путь нам нужно изучить язык жителей острова Радуга, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук [Р] – хлопнем в ладоши, а если услышим [Р’] – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.
- на уровне звука: р м ж р р’ л п в с н р’ с к с п м р’;
- на уровне слога: ро, пы, ре, ли ны, ру, ря, эн, ор, кы, ри;
- на уровне слова: роза, пол, кот, горка, ракушка, ухо, рис, рак.
Приготовились. Внимание. Полный вперед! Закройте глаза, мы плывем.
1-2-3-пароход плыви!
8. Физминутка.
Откройте глаза. Наше путешествие продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.
Пароход построим сами!
Простынь будет парусами
Две метелки- две трубы
Сразу встанем на дыбы
Будет корпусом кровать,
Но сейчас нельзя нам спать.
Возьмем компас и тетрадь-
Курс нам надо рассчитать (В. Волина)
9. «Прибытие на остров»
Логопед: Ребята, мы с вами приплыли на остров. И тут нас встречают Римба и Рамба (дети с подготовительной группы)
Давайте поздороваемся с ними. На их языке это звучит ру-ре.
Как дела? – рю –ра.
Хорошо. – рэ-ря.
Как тебя зовут? – ри-ро.
Логопед: мы получили ваше письмо и готовы вам помочь. Где ваша разбитая буква? Но сначала мы с ребятами вспомним, как выглядит буква «Р».
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочек поставить
И друг другу Р представить.
10. «Собери букву» (Сложить букву Р из элементов).
Римба: Спасибо вам ребята за помощь.
Рамба: И примите от нас вот эти подарки (морские ракушки).
Логопед: Ттеперь нам пора возвращаться домой на Землю. 1-2-3-пароход плыви!
Вот мы и оказались дома.
11. Итог занятия.
• Понравилось вам путешествие на необитаемый остров?
• А с кем вы там познакомились?
• А какие звуки мы сегодня вспоминали?