гюзель шакирова
«Путешествие в страну невыученных уроков». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Обучение грамоте».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Формы организованной образовательной деятельности:
• Игровая - игры с правилами «Раздели слова на слоги».
• Коммуникативная—ситуативный разговор, «Каким я буду в путешествии», создание ситуации успеха, речевая ситуация «Оцени себя»
• Познавательная—игры с правилами «Цветовое поле»,
• Музыкально-художественная—инсценировки «Гласные звуки», «Согласные звуки»
Форма организации: подгруппа детей.
Задачи:Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые и мягкие согласные»;
2. умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
3. различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук;
Развивающие:
1. Развивать зрительное восприятие
2. Формировать интонационную выразительности речи.
Воспитательные:
1. Формировать коммуникативные навыки, культуру взаимоотношений.
2. Воспитывать умение слушать своих товарищей, работать в подгруппе и самостоятельно.
3. Самоконтроль за речью.
Предварительная работа: Разучивание инсценировки о звуках.
Материал и оборудование:
-мультимедиапроектор;
-мантия Феи Знаний;
-колпачки для гномов;
-картинки для деления слов на слоги;
- цветовое поле
-ларец, дерево без листьев,
-музыкальное сопровождении
Ход непосредственной образовательной деятельности:
На экране мультимедийной установки заставка «Страна НЕВЫУЧЕННЫХ уроков».
Стук в дверь. Вам прислали ларец.
Воспитатель : Ребята, кто-то прислал нам ларец. Посмотрите, что в нем?
Дети достают конверт.
Слайд №1
Воспитатель : Это письмо. Гномы позвали нас на помощь, Их страна превратилась в «Страну НЕВЫУЧЕННЫХ уроков». Как вы думаете, почему это произошло?
Дети, рассматривая заставку, отвечают: Потому, что жители этой страны не научились правильно выполнять школьные задания, слушать учителя, быть опрятными, опаздывают на уроки, получают плохие оценки.
Воспитатель : Хотите помочь жителям этой страны?
Приглашаю вас отправиться в путешествие по «Стране невыученных уроков». Чтобы было интересней, предлагаю превратиться в гномов. А я превращусь в Фею Знаний.
Дети достают из ларца и надевают колпачки красного, синего и зеленого цвета, соответственно характеристикам звуков. Воспитатель - мантию Феи Знаний.
Фея Знаний: Дорогие гномики, давайте скажем, какими мы будем в путешествии и пожелаем друг другу успеха.
Создание ситуации успеха. Гномики и Ф. З. берутся за руки и каждый проговаривает, каким он хочет быть в путешествии: добрым, умным, находчивым, смелым. Затем желают друг другу успеха.
Фея Знаний: Перед нами нелегкий путь. Но, добираясь мы должны выполнить множество трудных заданий, как школьники выполняют уроки. И тогда «Страна Невыученных Уроков» превратится в «Страну Выученных Уроков».
Фея предлагает посмотреть, что же еще лежит в ларце.
Давайте посмотрим, что еще лежит в ларце
Фея читает задание.
Загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать, но для этого нужно знать буквы.
Что это?
(отв детей Слово)
Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как их отличить (Их можно измерить.) А как же измерить слово, линейкой?
Дети: Слова мы умеем измерять хлопками, сколько хлопков—столько слогов.
Гномик: Измерить длиннющее слово—
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать—
Хлопать в ладоши пора начинать!
Слайд №2
Фея: Гномики, определите количество слогов в этих словах. Игра «Наведи порядок в шкафу». Назови предметы на картинках. Отхлопай слова по слогам. Если в слове один слог, проведи стрелку к первой сверху полке, если два слога- ко второй сверху полке и тд. Комментируй свои действия по образцу «Шорты я положу на вторую полку, потому что в этом слове два слога. (куртка,варежки, шарф, перчатки, шорты, кофта,)
Гномик достает следующий конверт. цифре 2.
Фея: Гномики, из чего состоят слова, когда мы их произносим?
Гномики: Слова состоят из звуков.
Инсценировка «Гласные звуки». Звучит спокойная музыка. Шестеро гномиков в красных колпачках выходят для инсценировки.
Фея. Я расскажу вам сказку.
В звонком городе, на певучей улице звуки жили гласные, песни пели разные.
А,О,У,Ы,Э,И вместе жили, не тужили и давно дружили.
Первым просыпался А.
Ильдан А. А-а-а! вставать уже пора!
Фея. Отвечал ему звук У.
Эльвина. У. У-у-у… ну я же не хочу!
Фея. Вслед за ним стонал звук О.
Даниэль О. О-о-о… Как рано-то еще!
Фея. Дальше ныл ленивый Ы.
К. Радмир Ы. Разве бы-ыли мы-ы должны-ы?
Фея. Вдруг, ну как из-под земли,
Появились Э и И.
Азалия Э. Э-э-э! проснитесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей!
Саша И. И тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать,
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть!
Под музыку дети садятся на места.
Слайд №3
.
А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).
3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.
АОУИ
ОУИА
Фея: гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками?
Дети: Конечно, согласные!
Фея: Послушайте, какую я расскажу вам историю. Живут в одной сказочной стране два гномика Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь. А серьезный Дон—твердые: р, ж, д. Комната Диня-- зеленая, комната Дона—синяя. Ой! Кто-то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.
Под музыку появляются дети-гномики в синем и зеленом колпачках.
Г. Алина Динь.
Я—Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет!
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший—нет!
М. ДенисДон.
Я—Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет!
Вместе.
Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал!
Игра «Цветовое поле». Фея: для гномиков Динь и Дон нужно разобрать картинки, где согласные звуки в начале слова звучат мягко или твердо и прикрепить их на соответствующее цветовое поле.
Проверяется правильность выполнения задания. Гномики отвечают : Я прикрепил фишку с картинкой МЯЧ на зеленое поле, потому что первый звук М’ – мягкий. (Мак, мяч, рак, булка, белка, ранец)
Фея: предлагаю перед следующим заданием «отдохнуть». Что нам в этом поможет?
Слайд №4
Дети: Физминутка
Фея. Давайте отдохнем вместе с елочкой. Повторите движения,как это делает елочка.
Фея: На пути я вижу дерево без листьев. Если мы сделаем анализ слова Белка, на ветках вырастут листья.
Дети делают звуковую схему кружочками (по очереди выделяя каждый звук у доски: согласные звуки- синие кружочки, согласные мягкие- зеленые кружочки, гласные – красные кружочки)
В слове белка два слога.
- какой первый звук в слове белка? Б- какой? (согласный мягкий, обозначаем зеленой фишкой)
-какой второй звук в слове белка? Е- он какой? (гласный обозначаем красной фишкой)
- какой третий звук в слове белка? Л- он какой (согласный твердый, обозначаем синей фишкой)
- какой четвертый звук в слове белка? К- он какой? (согласный твердый, обозначаем синей фишкой)
- какой пятый звук в слове белка? А- он какой (гласный, обозначаем красной фишкой)
Я придумала предложение со словом «Белка», а вы выложите его схему у себя на столе. Предложение Белка любит орехи. Анализируют предложение по плану:
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
Назовите второе слово в предложении
Какое слово следующее
Итог.
Фея Знаний: мы добрались до конца пути, обратите внимание, куда мы попали!
На мультимедийном экране появляется заставка «Страна ВЫУЧЕННЫХ Уроков». Дети читают, рассматривают ее.
Фея: Что произошло со «Страной Невыученных Уроков»?
Дети: Она превратилась в «Страну Выученных Уроков»!
Фея: Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что, путешествуя по «Стране Невыученных Уроков», мы правильно выполняли задания, были внимательными, помогали друг другу.
Фея: Ребята, где могут пригодиться вам эти знания и умения?
Дети: В школе, на уроках.
Фея: Наше путешествие закончилось. Чтобы вернуться в детский сад нужно снять колпачки и положить в ларец. Выполняя задания, вы, ребята, заработали оценки.
Упражнение «Оцени себя». Каждому ребенку предлагается выбрать оценку своей деятельности «солнышко» или «тучка» и объяснить свой выбор.
ФЕЯ: Азалия, почему ты выбрала оценку солнышко?
Примерный ответ ребенка: Я выбрала солнышко потому, что во время путешествия не ошибалась, выполняя задания (помогала товарищу, была находчивым, следила за своей речью и т. д.).
Воспитатель хвалит детей. С выбранной оценкой дети покидают занятие.