Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте

Екатерина Ходаш
Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б»

ЦЕЛИ:

• Уточнить артикуляцию звуков [б], [б’].

• Учить ребенка четко произносить звуки [б], [б’], дифференцировать их на слух и в произношении.

• Учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б], [б’].

• Познакомить с буквой Б.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Закрепить умение работать со схемой слова, предложения.

• Учить разгадывать ребусы.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте» размещена в разделах

• Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, восприятие, памяти, мышления.

• Развивать тонкую, общую моторику.

• Формировать навыки, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, умение работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: заяц, зайчиха, зайчонок, бусы; буквы: А, Н, У, М, О, Т, К, И; барабан, фишки, схемы слов, буква из палочек, шнурочки; схемы предложений, ребусы.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Игра «Расскажи сказку»

Логопед. На лесной опушке жила заячья семья. Кто?

Дети. Заяц, зайчиха, зайчонок.

Логопед. Очень любили зайцы овощи в названии которых есть звуки [р], [р’]. Какие это овощи?

Дети. Огурец, помидор, перец, редис, морковка, картофель…

Логопед. овощи, в названии которых есть звук [р], заяц осенью решил продать. Какие овощи продавал заяц?

Дети. Картофель, морковка…

Логопед. по дороге на рынок заяц встретил ежа с мешком. Еж сказал, что в мешке подарки для ежат. Да не простые, в названии одних есть звук [ш], [ж]. Как вы думаете, какие подарки несет еж своими деткам? Попрощался заяц с ежиком и пошел дальше. По дороге он встречал животных, названия которых начинается на твердый согласный. Какие животные ему встречались?

Дети. Лось, волк., барсук., заяц…

Логопед. На базаре заяц продал овощи и решил купить посуду, в названии которой есть звук [к]. Назовите, какую посуду он купил.

Дети. Кастрюля, сковорода, ложка, вилка, бокал.

Логопед. Посмотрите на доску, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2. Введение в тему

Логопед. Пришел заяц домой, а там его встречают зайчата и барабанят в барабан:

Бам! Бам! Бам!

Бом! Бом! Бом!

(сначала произносит педагог, затем дети)

Какой одинаковый первый звук слышится в песне барабана?

Дети. Звук [б].

Логопед. вот мы сегодня вместе с зайчатами познакомимся со звуком [б], и с его братом звуком [б’], который живет в таких словах: бинокль, бисер, голуби.

3. Уточнение произношения звуков

Логопед. Произнесем вместе [б].

Произнесем вместе [б’]

Как мы произносим звуки, свободно или встречается преграда? Что встает на пути у воздушной струи? А горлышко дрожит или молчит?

4. Характеристика звуков

Логопед. Дайте характеристику звуку [б].

Дети. [б] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Дайте характеристику звуку [б’].

Дети. [б’] – согласный, мягкий, звонкий.

5. Развитие фонематических представлений

Логопед. На сегодняшнее занятие я приготовила картинки со звуками [б], [б’]. Нужно выбрать картинку, определить какой звук – твердый или мягкий, где находится в слове, и выложить под соответствующую схему (белка, бант, рябина, батон, шуба, бинокль, рыба, носки, ложка, корова, воробей).

6. Развитие слухового восприятия

Логопед. Мама - зайчиха зовет всех к столу, она приготовила вкусные угощения. Вы послушайте, а затем назовете слова в которых есть [б], [б’].

Мама-зайчиха приготовила баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и пампушки.

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет.

И пирог с начинкой сладкой

И полено, и помадка.

Называйте, не стесняйтесь,

Заходите, угощайтесь!

7. Динамическая пауза

Логопед. А теперь поиграем с зайками в игру «Лесной переполох»

В зимний, ясный, теплый день,

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх – ах, ах, ах!

Страшный коршун в небесах – ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей – эй, эй, эй!

Там где коршун, там беда – да, да, да!

Острый клюв не ерунда – да, да, да!

Заяц лапой бьет в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный барабан – бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги на землей:

Уноси скорее ноги – ой, ой, ой!

8. Знакомство с буквой

Логопед. Пока мы играли с зайчатами, посмотрите, что сколотил из веточек папа-заяц. (педагог демонстрирует букву их палочек, затем печатную букву).

Вот так эту букву печатают в книжках. На что похожа буква. Из каких элементов состоит?

9. Развитие мелкой моторики

Л. Попробуйте из шнурочков сделать букву Б., символ звуков.

10. Чтение слогов

Л. Прочтем слоги:

БА, БО, БУ, БИ.

(педагог проводит звуковой анализ каждого слова)

БАНТ – давайте вместе выложим схему слова.

(ребенок последовательно выделяет каждый звук, дает характеристику, и обозначает соответствующим цветом)

Б - НТ

Логопед. Чем похожи схемы? Чем отличаются?

11. Работа с предложением

Логопед. Посмотрите на картинку и прочитайте, что под ней написано. С этим словом составьте предложение.

Дети. Мама носит красивые бусы.

(Проводим анализ предложения. Дети составляют схему предложения)

12. Развитие фонематического анализа

Логопед. А сейчас задание зайцы для вас приготовили посложнее: вместо слова – рисунок. Послушайте правило: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. На доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, кто прилетел к зайцам в гости. Что изображено на рисунке?

Дети. Коса.

Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?

Дети. Первый звук в названии надо исключить.

Логопед. Если мы исключим первый звук в слове коса, то какое слово получится?

Дети. Оса.

Логопед. Ребята мы правильно отгадали ребус (выставляет картинку оса). А теперь попробуем отгадать, кто пришел в гости к зайцам. Что изображено на картинке?

Дети. Волк.

Логопед. Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?

Дети. Последний звук в слове нужно исключить.

Логопед. Если мы отбросим последний звук в слове волк, то какое слово получится?

Дети. Вол. (педагог выставляет картинку и объясняет, кто такой вол).

13. Организация окончания занятия

Логопед. Вот видите, какие мы молодцы. Как весело поиграли с заячьей семьей. Им тоже очень понравилось, и они говорят вам: «Спасибо!» а наше занятие подошло к концу. С какими звуками мы познакомились? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание понравилось вам больше всего?

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте
Опубликовано: 30 января 2013 в 22:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ходаш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД