Папки-передвижки

Занятие по обучению грамоте «Королевство знаний»

111111111111
Занятие по обучению грамоте «Королевство знаний»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Королевство Знаний» занятие по грамоте в старшей группе

Программное содержание : Учить определять место звуков в словах. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, чем отличаются; развивать умение давать характеристику звуку: гласный или согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ. Упражнять детей в умении называть прилагательные, отвечающие на вопрос чей, чья, чьи. Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Королевство знаний“» размещена в разделах

Закрепить умение детей согласовывать слова в предложениях. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обогащение словаря: пещера, пасти, зарывает, полдень.

Активизация словаря: слова – антонимы (слова с противоположным значением, друзья, дупло, колеса, поезд, путешествие, зверята, лепестки.

Предварительная работа: знакомство со звуками, буквами, их характеристикой, заучивание пословиц, чистоговорок, пальчиковых игр; физминутки; дидактические игры.

Материал: письмо, Королева Грамота, Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; поезд с вагонами (слоговой); картинки животных со звуками «Л-ЛЬ»; письмо, магнитофон, карта-схема, картинки с изображением львиной гривы, волчьего хвоста, лисьего хвоста, беличьего хвоста.

Методические приемы: создание игровой мотивации; вопросы, ответы, проговаривание текста пальчиковых гимнастик, использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика с элементами кинезеологии, логопедическая распевка.

Ход занятия:

Стук в дверь: почтальон приносит письмо для детей старшей группы.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень нужна ваша помощь. В нашем королевстве все звуки перепутались. А чтобы вы нашли дорогу в Королевство Знаний, я повсюду оставлю подсказки. Идите осторожно, выполняя все задания внимательно. Ваша Королева-Грамота».

- Ну, что, отправимся на помощь? Тогда вперед! А что нам может пригодиться в королевстве Грамоты? (язычок). Давайте разбудим свои язычки!

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

В этой пещере живет язычок

Но только об этом молчок!

Пещеру пошире открой

Вытяни губы «трубой»,

Улыбнись поскорее друзьям

И веселее станешь ты сам!

- Давайте скажем: С добрым утром, язычок!

- Ребята, прежде чем отправиться в путь, давайте потренируем наш язычок, повторяйте за мной:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

Ля-ля-ля – вот моя земля;

Ли-ли-ли – мы козу пасли;

Лю-лю-лю – я вас всех люблю.

- Вперед, в дорогу.

Пальчиковая игра «Путешествие»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, ударяют кулачками друг о дружку

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга

В ладоши громко бей, хлопки

А теперь ты их согрей. ладони на щеки

К путешествию готовы? кулаки на коленях

Да! руки вверх, пальцы растопырить

В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет руки в стороны ладонями вниз

И отправимся в полет.

Мы теперь на корабле, руки перед собой, ладони лодочкой

Нас качает на волне. «лодочка плывет»

Едет поезд, колеса стучат. кулак-ребро ладони

В поезде много веселых ребят! хлопки

На наборное полотно выставляет поезд с вагонами и картинки с изображением животных со звуками «Л-ЛЬ» в названии. Нужно посадить их по вагонам (по количеству слогов в словах). Один ребенок выполняет на доске, а другие на местах (раздаточный материал).

- молодцы, ребята, наши зверята тоже могут ехать к Королеве Грамоте!

Воспитатель выставляет пособие «Волшебные цветы» (лепестки красного, синего и зеленого цвета – звуки гласные, твердые и мягкие согласные, на которых изображены картинки, по начальным звукам которых составляется цветок - слово).

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе,

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Зарывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Обращает внимание на «цветы».

- Интересно, что могут означать эти цвета? Ой, а тут подсказка (берет открытку и читает) : лепестки обозначают то, что вы слышите и произносите, но не видите. Что это может быть? (звуки). Верно! Ведь звуки мы слышим и произносим, а буквы … (видим и пишем).

Лепестки - это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

а если мы правильно назовем звуки, то в сердцевине цветка появится картинка.

Воспитатель дает детям подсказки: чтобы узнать, какое слово появится в цветке, надо по начальным звукам слов – названий картинок сложить слово. Если вы правильно отгадаете слово, то в середине цветка появится картинка. (воспитатель выставляет картинку с ответом в середине цветка). В последнем цветке указание, куда двигаться дальше.

Дети с воспитателем подходят к полянке с половинками цветов.

- чтобы узнать, куда нам дальше идти, нужно выполнить задание: дидактическая игра «Скажи наоборот» (слова-антонимы)

День – ночь

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкий – широкий

длинное – короткое

сильный – слабый

веселая – грустная

Смеется – плачет

Закрыть – открыть

Взлетает – садится

Надевает – снимает

После того, как только соберут половинки цветов, найдут подсказку:

Дидактическая игра «Найди место звука в словах» (на столах разложены картинки со звуками «Л-ЛЬ» в названии, карточки и цветы-фишки для определения места звука в слове). После выполнения задания дети переходят через речку по камешкам (нужно назвать слово со звуком «Л» или «ЛЬ») – тогда можно идти.

- Ребята, мы пришли, но я не вижу Королеву Грамоту! Для того, чтобы она появилась нам надо отгадать чье это? ( показывает картинки: львиная грива, волчий хвост, лисий хвост, беличьи ушки. После того, как назовут правильно, спрашивает какой лев? Что он может делать? А волк? Лиса? Белка? После этого переворачивает картинки. На обратной стороне нарисован ключ).

- Детки, злая Королева заколдовала все звуки. А чтобы навести порядок и вернуть звуки в королевство надо правильно назвать слова.

- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

- Для сахара? / Cахарница/.

- Для конфет? /Конфетница/.

- Для салата? /Салатница/.

- Для салфеток? /Салфетница/.

- Для масла? /Масленка/.

- Для соли? /Солонка/.

Молодцы! Мы славно потрудились. Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«За всякое дело берись умело»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Какие труды, такие и плоды»

Теперь я спокойна, в Королевстве Знаний все в порядке. Все звуки в словах теперь на месте. И мы можем отправляться назад в детский сад.

Логопедическая распевка

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть слово колючее – ежик,

Есть слово промокшее – дождик,

Есть слово упрямое – цель,

Есть слово колючее – ель,

Есть книжное слово – страница,

Есть слово лесное – синица,

Есть слово пушистое – снег,

Есть слово веселое – смех!

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Королевство знаний»
Опубликовано: 21 января 2015 в 21:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте «Королевство знаний»» (включая файлы) размещена пользователем 111111111111 в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД