111111111111
Занятие по обучению грамоте «Королевство знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Королевство Знаний» занятие по грамоте в старшей группе
Программное содержание : Учить определять место звуков в словах. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, чем отличаются; развивать умение давать характеристику звуку: гласный или согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ. Упражнять детей в умении называть прилагательные, отвечающие на вопрос чей, чья, чьи. Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Королевство знаний“» размещена в разделах
Закрепить умение детей согласовывать слова в предложениях. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Обогащение словаря: пещера, пасти, зарывает, полдень.
Активизация словаря: слова – антонимы (слова с противоположным значением, друзья, дупло, колеса, поезд, путешествие, зверята, лепестки.
Предварительная работа: знакомство со звуками, буквами, их характеристикой, заучивание пословиц, чистоговорок, пальчиковых игр; физминутки; дидактические игры.
Материал: письмо, Королева Грамота, Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; поезд с вагонами (слоговой); картинки животных со звуками «Л-ЛЬ»; письмо, магнитофон, карта-схема, картинки с изображением львиной гривы, волчьего хвоста, лисьего хвоста, беличьего хвоста.
Методические приемы: создание игровой мотивации; вопросы, ответы, проговаривание текста пальчиковых гимнастик, использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика с элементами кинезеологии, логопедическая распевка.
Ход занятия:
Стук в дверь: почтальон приносит письмо для детей старшей группы.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень нужна ваша помощь. В нашем королевстве все звуки перепутались. А чтобы вы нашли дорогу в Королевство Знаний, я повсюду оставлю подсказки. Идите осторожно, выполняя все задания внимательно. Ваша Королева-Грамота».
- Ну, что, отправимся на помощь? Тогда вперед! А что нам может пригодиться в королевстве Грамоты? (язычок). Давайте разбудим свои язычки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
В этой пещере живет язычок
Но только об этом молчок!
Пещеру пошире открой
Вытяни губы «трубой»,
Улыбнись поскорее друзьям
И веселее станешь ты сам!
- Давайте скажем: С добрым утром, язычок!
- Ребята, прежде чем отправиться в путь, давайте потренируем наш язычок, повторяйте за мной:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
Ля-ля-ля – вот моя земля;
Ли-ли-ли – мы козу пасли;
Лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Вперед, в дорогу.
Пальчиковая игра «Путешествие»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, ударяют кулачками друг о дружку
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
В ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, пальцы растопырить
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет руки в стороны ладонями вниз
И отправимся в полет.
Мы теперь на корабле, руки перед собой, ладони лодочкой
Нас качает на волне. «лодочка плывет»
Едет поезд, колеса стучат. кулак-ребро ладони
В поезде много веселых ребят! хлопки
На наборное полотно выставляет поезд с вагонами и картинки с изображением животных со звуками «Л-ЛЬ» в названии. Нужно посадить их по вагонам (по количеству слогов в словах). Один ребенок выполняет на доске, а другие на местах (раздаточный материал).
- молодцы, ребята, наши зверята тоже могут ехать к Королеве Грамоте!
Воспитатель выставляет пособие «Волшебные цветы» (лепестки красного, синего и зеленого цвета – звуки гласные, твердые и мягкие согласные, на которых изображены картинки, по начальным звукам которых составляется цветок - слово).
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе,
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Зарывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Обращает внимание на «цветы».
- Интересно, что могут означать эти цвета? Ой, а тут подсказка (берет открытку и читает) : лепестки обозначают то, что вы слышите и произносите, но не видите. Что это может быть? (звуки). Верно! Ведь звуки мы слышим и произносим, а буквы … (видим и пишем).
Лепестки - это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
а если мы правильно назовем звуки, то в сердцевине цветка появится картинка.
Воспитатель дает детям подсказки: чтобы узнать, какое слово появится в цветке, надо по начальным звукам слов – названий картинок сложить слово. Если вы правильно отгадаете слово, то в середине цветка появится картинка. (воспитатель выставляет картинку с ответом в середине цветка). В последнем цветке указание, куда двигаться дальше.
Дети с воспитателем подходят к полянке с половинками цветов.
- чтобы узнать, куда нам дальше идти, нужно выполнить задание: дидактическая игра «Скажи наоборот» (слова-антонимы)
День – ночь
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкий – широкий
длинное – короткое
сильный – слабый
веселая – грустная
Смеется – плачет
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
Надевает – снимает
После того, как только соберут половинки цветов, найдут подсказку:
Дидактическая игра «Найди место звука в словах» (на столах разложены картинки со звуками «Л-ЛЬ» в названии, карточки и цветы-фишки для определения места звука в слове). После выполнения задания дети переходят через речку по камешкам (нужно назвать слово со звуком «Л» или «ЛЬ») – тогда можно идти.
- Ребята, мы пришли, но я не вижу Королеву Грамоту! Для того, чтобы она появилась нам надо отгадать чье это? ( показывает картинки: львиная грива, волчий хвост, лисий хвост, беличьи ушки. После того, как назовут правильно, спрашивает какой лев? Что он может делать? А волк? Лиса? Белка? После этого переворачивает картинки. На обратной стороне нарисован ключ).
- Детки, злая Королева заколдовала все звуки. А чтобы навести порядок и вернуть звуки в королевство надо правильно назвать слова.
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Cахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Молодцы! Мы славно потрудились. Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«За всякое дело берись умело»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Какие труды, такие и плоды»
Теперь я спокойна, в Королевстве Знаний все в порядке. Все звуки в словах теперь на месте. И мы можем отправляться назад в детский сад.
Логопедическая распевка
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех!