Елена Иванова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные, звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа.
Тема: Твердые и мягки согласные, звуки и буквы.
Цель: Продолжать знакомить детей со звуками и буквой. Учить определять позицию звука в слове, различать твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, читать слоги и короткие слова, составлять схему предложения. Упражнять в подборе антонимов, синонимов, родственных слов. Развивать речь, внимание, фонематический слух.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Твердые и мягкие согласные, звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Оборудование: Магнитная доска, модели гласных и согласных звуков, буквы, иллюстрации о весне, предметные картинки (гуси, гора, гири, гном, маски гусей, платок.
Раздаточный материал: карточки синего и зелёного цвета, простые карандаши, бумага.
Предварительная работа: Рассматривание моделей звуков, работа с моделями слов. Д/игры «Скажи наоборот», «Найди похожее слово», «Перепутаница», «Подбери родственное слово», «Найди пропавший звук».
Индивидуальная работа: Упражнять Рузалина и Камиля в различении твёрдых и мягких согласных. Учить читать по слогам Данияла, Олю, Максима. Учить составлять схемы предложений Дашу, Полину, Рузалина, Максима Б.
Ход занятия : Дети проходят в групповую комнату, в разных местах которой размещены игрушки, муляжи, картинки (гном, гусь, гитара, гири, груша, гранат, горы, крокодил Гена.
Воспитатель: Дети, мы продолжаем путешествие в страну Азбуку. Сегодня мы встретимся с новым звуком и буквой. Может быть вы догадались с каким звуком?
Дети: Да. (Нет). Со звуком «Г».
Воспитатель: Скажите, ребята, а какие звуки вы знаете?
Дети: Мы знаем гласные звуки и согласные.
Воспитатель: А чем отличаются эти звуки? Какие бывают согласные звуки?
Дети: Гласные звуки поются, ничего не мешает их произносить, а согласные не поются. Ещё есть глухие и звонкие согласные, твёрдые и мягкие.
Воспитатель: Чем звук, ребята, отличается от буквы?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву пишем, составляем.
Воспитатель: Ребята, займите свои места, мы уже в стране Азбука. Жители страны приготовили задания для вас. Вы видите портреты её жителей. Найдите среди них портрет звука «Г». (Дети находят портрет и помещают его на доску).
Воспитатель: Какой это звук, скажите?
Дети: Звук «Г» согласный, звонкий, твердый. У него колокольчик нарисован и туфли синие.
Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкость звука или твердость?
Дети: Зелёным цветом обозначается мягкий согласный, а синим - твёрдый согласный.
Воспитатель: Покажите цветными карточками как звучит звук «Г» твёрдо или мягко в словах, которые я произнесу: гора, гири, гуси, гитара, гогот, гараж, Гена, фагот, гимнастика. Молодцы, справились с заданием. А теперь прочитайте слова. ( На доске выкладываются слова: гора, гуси, гири, Гена). Воспитатель: Вы всё правильно прочитали, хорошо. А какие ещё другие слова начинаются с таких слогов – го, -ги, -гу, -га. Подумайте.
Дети называют слова: (Гулять, горох, гамаши, Галя и т. д.)
Воспитатель: Это буквы «Г» и «ГЬ».(Стихотворение про букву). Запомните их. А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот», но все слова должны быть на звук «Г»- тихо (громко, шершавый (гладкий, весёлый (грустный, чисто (грязно,жидкий (густой, сладкий (горький, нежный (грубый, равнина (горы, счастье (горе).
Воспитатель: Следующее задание потруднее, но я думаю, что вы справитесь. Найдите заданным словам замену, другое подходящее слово. Например, герой (смельчак, удалец).Грустить (печалиться, тосковать). Горе (беда, несчастье). Весёлый (радостный, задорный). И с этим заданием справились. Ну, а теперь проверим, какие вы внимательные. Звуки любят пошалить, слоги могут перепутаться. Отгадайте, какие это слова: Мабуга- (бумага, радьтет- (тетрадь, лем- (мел, дашкаран- (карандаш,никучеб-(учебник, каруч- (ручка, фельпорт- (портфель, кадос- (доска).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Ребята, выходите на середину и вставайте в круг.
Инсценировка рус. нар. песни «Два весёлых гуся»
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Послушайте загадку: «Я одеваю почки в зелёные листочки, птиц с юга приглашаю, снега я растопляю. Теплом, движением полна, а зовут меня…» (Дети отвечают).
Воспитатель: Посмотрите на эти картины, какое время года здесь изображено, почему?
Дети: На картинках нарисована весна, потому что тает снег и текут ручьи. А ещё прилетели птицы и вьют гнёзда. Солнце греет землю и растет травка.
Воспитатель: Давайте вспомним как мы составляли и записывали схему предложения. Я буду читать предложения, а вы записывайте их на бумаге по порядку. «Пришла весна.», «Потекли звонкие ручьи.», «Вернулись домой перелётные птицы.», «Зазеленела молодая трава.»
Воспитатель: Дети, вы почти все правильно составили схемы предложений. Если не у всех получилось, ничего страшного мы ещё повторим и к школе всё запомним. Посмотрите, что у меня здесь нарисовано. Правильно, дерево. Но оно неживое, не зелёное. Давайте его оживим, подберём родственные слова к слову «весна». (Дети называют слова, воспитатель помещает эти слова-листочки на изображение дерева).
Дети: Весна - весенний, веснянка, веснушки, вешенки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько вы узнали интересного в детсаду и многому научились здесь. Я надеюсь, что и в школе вы тоже будете стараться. Жители страны Азбука с вами не прощаются, они ждут с вами встречи в школе и дарят вам свои портреты.