Вера Чапкина
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Чайная посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря воспитанников младшей группы по теме : чайная посуда.
Задачи:
1. Обучающие
• систематизировать знания детей о чайной посуде
• формировать умение называть предметы чайной посуды (чашка, блюдце, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница, конфетница)
• расширить представление о чайнике
2. Развивающие
• способствовать развитию логического мышления: умения сравнивать и объединять предметы по одному – двум признакам;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе „Чайная посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• содействовать развитию сенсорных эталонов детей: закреплять представления о цвете, форме.
3. Воспитывающие
• воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода; учить детей отвечать на вопросы воспитателя, согласуя слова в предложении.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам, магнитная доска, магниты, стол, скатерть, 3 стула, чайный сервиз : 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки, чайник, сахарница, молочник, конфетница, чай, «волшебный мешочек» с угощением.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее
Чем наши любимые Сказки!
- Какие сказки вы знаете?
- Кто вам рассказывает сказки?
- Ребята, я предлагаю нам вместе отправиться в путешествие в сказку. Вы согласны?
- Чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Чудо-чудное явись
И в сказке окажись!
- Запомнили? Тогда закрываем глаза и вместе повторяем:
Чудо-чудное явись
И в сказке окажись!
- Открывайте глаза. Посмотрите, в какую сказку мы попали? (на доске появляется картинка – иллюстрация из сказки «Три медведя»)
Дети садятся полукругом на стульчики перед магнитной доской.
- Как она называется? (Полные ответы детей)
- Какие ещё герои живут в этой сказке?
- Как зовут медведей?
(Как только дети попали в сказку «Три медведя», помимо иллюстрации на магнитной доске, появляется стол с разбросанной и как бы грязной посудой. А за столом стулья большой, средний и маленький с соответствующими наклеенными изображениями медведей (стулья разбросаны) .
- Ой, ребята, наверно в этой сказке нам придётся немного задержаться. Посмотрите какой здесь беспорядок.
Слышится плач. За столом стоит кукла Маша.
Маша: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть!
Воспитатель: Что случилось Маша?
Маша (плача) : Пошла я в лес с подружками за грибами и ягодами. Да вот и забрела в эту избушку. Поела, поспала, уйти хотела. Да как же я уйду, я ведь такой беспорядок устроила. Помогите мне пожалуйста навести здесь порядок. А то медведи вернутся и очень рассердятся.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем?
- Попросим наших сильных мальчишек поднять и красиво поставить стульчики (Ваня помоги пожалуйста). Вот теперь видно на каком стульчике кто сидит. (Повторить с детьми кому принадлежит самый большой стул, кому средний и самый маленький)
- Прежде чем мы приступим к расстановке посуды, нам нужно её помыть. (Воспитатель просит детей собрать грязную посуду в тазик).
Дети встают в круг.
Физкультминутка:
Кран с водою мы открыли
(одновременно со словами 4 раза произвести вращательные движения кистью правой руки, как будто открыть кран с водой)
(положить правую ладонь на левую и совершать по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)
Терли, терли, мыли, мыли,
Терли, терли, мыли, мыли -
(те же движения, но левой ладонью по правой)
Все кругом в воде и мыле.
(развести руки в стороны, выражая недоумение)
Воспитатель: Итак, посуда вымыта, приступаем к сервировке стола. Накроем стол … скатертью. Воспитатель берёт поднос с новым красивым чайным сервизом.
- Маше нужно помочь накрыть стол к чаю, какая посуда для этого нам потребуется? (чайная)
-Посмотрите сюда (Открывает салфетку). Это чайная посуда, мы её поставим на стол для медведей, чтобы они пили чай.
-Что надо поставить каждому медведю?
Дети:
-Чашку с блюдцем.
Воспитатель:
-Аня, поставь, пожалуйста, чашку с блюдцем на стол.
Воспитатель: показывает детали и спрашивает детей. Дети отвечают хором и по одному.
Воспитатель:
-Что это?
-Что есть у чашки?
-Какой формы дно?
-Какого цвета чашка? Чем она украшена?
-Для чего нужна чашка?
Дети, чашка сделана мастером из фаянса (глины) и украшена художником. Она красивая. А если я её уроню, что будет? -Разобьётся. Чашка хрупкая, бьётся, поэтому с предметами из фаянса надо быть осторожными, не ронять. (Все действия детей одобряются воспитателем. Она же одновременно учит детей чётко произносить слова, учит согласовывать существительное с прилагательным – чашка хрупкая, красивая).
Воспитатель:
-Это чашка. У неё есть ручка, чтобы держать. Круглое дно. Чашка белая с красными и синими цветами. Очень красивая, так и хочется из неё пить чай, но она хрупкая, держать надо осторожно.
Воспитатель:
-А для чего нужно блюдце? -Поставить на него чашку, чтобы скатерть не испачкать и ложечку положить на блюдце. Ложку мы тоже будем называть – чайной.
Дети рассматривают блюдце.
Воспитатель:
-А что мы будем наливать в чашку?
-Чай.
Достаёт коробочку с чаем, высыпает на блюдце и подносит детям, чтобы потрогали, понюхали, посыпали. Одновременно вводятся слова: чёрный, рассыпается, сухой, твёрдый, приятно пахнет.
-Его надо заварить кипячёной (очень горячей) водой, чтобы листочки сухие распарились и получился вкусный чай.
- Что нам понадобится, чтобы заварить чай? Конечно – заварочный чайник. Посмотрите какой он красивый. У него есть носик, из которого наливается чай, ручка. для того, чтобы было удобно наливать. Дети рассматривают заварочный чайник.
- Ребята, а с чем можно пить чай?
Дети:
- с сахаром, с конфетами, с баранками, с вареньем.
Воспитатель:
- В эту посуду кладут сахар или сахарный песок. Кто скажет, как она называется … сахарница.
- Сюда кладут конфеты. Значит это… конфетница.
- У нас есть сухари. Куда мы их положим?
- Многие люди любят добавлять в чай молоко. Для этого тоже существует специальная чайная посуда. И называется она – молочник.
-Итак, у нас есть … чашки, блюдца, чайные ложки, чайник, сахарница, конфетница, молочник.
Всё это – что? (Посуда)
- Какая это посуда? (чайная)
- Зачем нужны эти предметы на столе? (дети отвечают)
Игра «Веселое чаепитие».
Становитесь в кружок (считалкой выбираем одного из детей на роль главного персонажа—чайника).
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем чайник выбирать.
Шесть, семь, восемь —
В центр круга вас попросим!
Выбранный ребенок встает в центре круга и изображает чайник. Для этого он ставит левую руку на пояс — это ручка чайника, а правую дугообразно поднимает вверх, изображая носик чайника. Остальные дети, стоящие по кругу, выполняют роль чашек.
-Начинает чайник закипать :
Буль-буль, буль-буль» (произносится в медленном темпе)
Повторяем все вместе.
«Кипит наш чайник —
Буль-буль-буль,
Буль-буль-буль» (произносится в быстром темпе)
Дети повторяют звукоподражание в том же темпе. Продолжайте рассказ:
«Вскипел и загудел —
У-у-у.»
(произносится высоким голосом)
«А теперь вот так:
У-у-у.»
(произносится низким голосом)
«Ну-ка, чашки, не зевай —
Наливаем в чашки чай».
При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой «носик», наливает в чашку чай. В этот момент все дети произносят звук [с-с-с], имитирующий звук льющейся воды.
Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки под музыку идут по кругу и поют: «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля. вот и кончилась игра», а ребенок-чайник стоит в центре круга и хлопает в ладоши.
Маша: Спасибо вам ребята за помощь. И меня выручили, и медведи останутся довольны.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка». Я называю продукт, а вы посуду, куда его кладут, например, чай - чайник, конфета -, сахар -, сухари -, молоко -…
Раздаётся топот.
- Кажется, медведи идут. Маше надо возвращаться к бабушке и дедушке. Пора и нам домой!
Чудо- чудное явись
В группе снова окажись!
Вот и закончилось наше путешествие.
- В какой сказке мы побывали?
- Какое доброе дело мы сделали?
- Какая посуда нам для этого понадобилась?
- А что вам понравилось больше всего? (Предоставить слово каждому ребёнку)
- Давайте посмотрим, что же нам дала Маша в волшебном мешочке. Да это же конфеты. Мы сейчас попросим Юлию Ивановну заварить нам вкусный чай и попьём чай с конфетами. А мы подскажем в чём и как правильно заваривать чай. Вы ведь теперь знаете!