Светлана Неклюдова
Конспект занятия «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)» по образовательной области «Познавательное развитие»
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о водоёмах – как экосистема по теме «Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)».
Задачи:
• образовательные : развивать познавательный интерес о реках и озёрах Рязанской области (Мещёрского края). Учить на основе простейших опытов, делать выводы (лаборатория). Устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Публикация «Конспект занятия „Болота и водоёмы Рязанской области (Мещёрского края)“ по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
• развивающие : речь детей, используя различные схемы – символы в игровой форме; развитие логического мышления и памяти.
• воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и к природе в целом. Создать эмоциональное настроение в группе.
Материалы и оборудование: родниковая вода, торф, песок, глина. Карта Рязанской области, макет озера и болота, карточки с изображением растительности и обитателей болота, значки – схемы, ягоды клюквы, лаборатория.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель (В) : - Сегодня я хочу поговорить с вами о водоёмах Рязанской области. Давайте вспомним, какая самая большая река протекает в Рязани (Ока? Кто может показать на карте (показ? А какие реки, протекающие в Рязанской области, вы знаете? (Гусь, Унжа, Пра). Покажите на карте. Хорошо! Молодцы! Реки вы знаете. А какие озёра вы знаете? (Лебединское, Великое, Мартыновское, Светлое, Белое). Молодцы! Все эти озёра находятся в Мещёрском крае. Их называют Великими озёрами (показ воспитателем на карте). Давным – давно, много лет тому назад по среднему течению реки Оки жило древнее племя людей. Их называли Мещера. Отсюда и название этого края – Мещёрский. Вот эти озёра, которые вы назвали, и находятся в Мещерском крае.
В: - Скажите, а чем отчитаются реки от озер? (различные ответы детей).
Воспитатель делает выводы.
В:- А что это за обозначения на карте (? Это болота. Их в Мещёрском крае очень много. А как они образовались? Раньше на месте болот протекало много рек и ручьев. Они увлажняли почву и выросло много растений. Их разрослось так много, что они закрыли воду и стали перегнивать. Образовался торф и появилось болото.
Показ схемы. Сравнение болота и озера.
Болота Озёра
Вода Вода
Торф Песок
Мох Ил
В:- Чем полезен торф? (Ответы детей).
Вывод: Болото – это важное место, где есть торф, мох, клюква. Это место обитания комаров, лягушек, змей. Это копилка воды, где берут начало реки. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Д/И «Кто где живет?». На столе карточки с изображением обитателей болота : комар, утка, уж, гадюка, лось, цапля, журавль. Дети помещают на нужный этаж болота.
В: - Ну что ж, вы теперь знаете почти обо всем: и о растениях, и об обитателях, и о пользе болота, а вот чем они опасны? (Ответы). У нас в Рязани есть тоже такое заболоченное место в районе ТД «Барс». Там болота начали осушать. Для чего? (ответы.) Но всё надо делать разумно, иначе будет катастрофа.
В: - А сейчас я вам предлагаю отправиться в заповедный край Мещеры. Почему он называется «заповедный»? (Окский заповедник). Там находится лаборатория. Люди каких профессий там трудятся? (Лаборанты, химики, егерь). Там много болот. Что с собой возьмем? (Веревку, аптечку, еду, воду). Передвигаться будем по кочкам, возьмемся за руки. Я буду проводником.
Игра «Путешествие по Мещёрскому краю».
ЛАБОРАТОРИЯ На пути знаки – символы, обозначающие охрану животных, нельзя спички зажигать, нельзя мусорить, нельзя одному подходить к болоту и т. д.
Оборудование. В: - А вот и лаборатория, где очищают воду.
Лаборатория. В: - Сейчас мы с вами тоже это попробуем сделать. (По три ребенка садятся за стол. На столе колбы пустые, с водой, с песком, с глиной, с торфом). Очищение воды. Опыт. Насыпаем песок, глину, торф; наливаем воды и пропускаем через фильтр. Вода очистилась от примесей, но она мутная.
В: - Можно ли её пить? Нет! Её нужно кипятить. А почему вода в роднике чистая? (Чудо природы, она сама очищается). Я сама часто езжу на свою родину, в г. Ряжск, и проезжая деревню Асташево, останавливаюсь и наливаю воды из родника. Я и вам принесла. Хотите попробовать? Какая она? (ответы детей).
В:- Ну что же, а теперь нам пора возвращаться в д/сад. Передвигаться будем по болоту, взявшись за руки. На одном участке второй воспитатель вносит клюкву. Дети читают поговорки о ягоде, загадки.
«Ягоду зеленую рвать – тьме угождать» (пословица).
Окончание: дети пробуют ягоду.