Диана Краснощёкова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с былинами
Тема: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Возраст детей : старшая группа.
Программные задачи:
- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;
- воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.
Предварительная работа: чтение былин, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц и поговорок о Родине, смелости и чести.
Материал: репродукция В. Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации и фотографии Древней Руси, атрибуты русской избы; военные атрибуты (кольчуга, шлемы, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Ход занятия:
Приглашаю детей в группу, здороваемся с гостями по русскому обычаю (дети низко кланяться со словами «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровица вашему дому).
Воспитатель (В) : Дорогие гости, вы обратили внимание как ребята с вами поздоровались? То, что это не случайно, вы убедитесь совершив с нами небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа.
В: Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живем и по обычаю которой мы поздоровались с нашими гостями?
Дети (Д) : Россия.
В: Россия – это наша с вами Родина. Что вы подразумеваете под словом Родина?
Д: Это место, где мы родились. Это мама с папой, это вся моя семья, это наш город, это наш детский сад. Родина – значит родная.
В: А как называлась наша страна давным-давно?
Д: Русь.
В: Давайте вспомним, как жили древние русичи и какой была Древняя Русь.
(С использованием иллюстраций дети дают свои ответы.)
Д: Её называли деревянной, т. к. дома строились из бревен и многие предметы делались из дерева.
Д: Белокаменная Русь, т. к. в городах строились храмы, церкви и крепости.
В: В далекие времена нашу Русь окружали многочисленные враги. Завидовали они, что на Руси среди обширных земель стояли богатые города и красивые православные церкви и храмы. Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?
Д: Богатыри.
В: Как мы с вами узнали о том, что на Руси было много богатырей?
Д: Из былин.
В: Молодцы! А что же такое былины? От какого слова она происходит?
Д: Было, быль.
В: Верно. Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. А кто создал эти удивительные истории?
Д: Русский народ.
В: Правильно. Былины называют устным творчеством. Устным потому, что в то время, когда они создавались, придумывались, письменности еще не было и люди не могли записать то, что видели и слышали. Поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. С какими былинными героями вы знакомы?
Д: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Никита Кожемяка.
В: Посмотрите, как русский художник В. Васнецов изобразил их на своей картине «Богатыри».
В: Продолжение какой былины я вам сегодня расскажу, вы должны отгадать сами. Пройдите в нашу музейный уголок. Какие предметы старины вам знакомы? В какой былине о них говорилось?
Д: Деревянный ковш. В былине «Илья Муромец».
В: Молодцы. Чем закончилась первая былина об Илье Муромце.
Д: Илья Муромец попрощался с родителями и ускакал в стольный Киев-град.
В: Присаживайтесь и послушайте, что происходило дальше.
(Рассказ воспитателя былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
В: Ребята, вам понравилась былина?
Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим.
Поварачиваясь вправо – оглянемся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
В: Молодцы! А как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской.
Д: Военные доспехи, оружие.
В: Верно, давайте соберем богатыря в дорогу.
(Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».)
В: Как можно охарактеризовать богатыря? Какой он?
Д: Смелый, храбрый, мужественный, сильный.
В: А какие мы с вами знаем пословицы и поговорки русского народа о силе, храбрости, смелости?
Д: Кто смел, тот и цел.
Сражайся смело, а правое дело.
Волков бояться, в лес не ходить.
В: Ребята, а как вы думаете, люди, которые так героически защищали Русь, совершали подвиги, как относились к своей родине?
Д: Любили.
В: Давайте вспомним пословицы о любви к родной земле, Родине.
Д: Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Для Родной отчизны, не жаль и жизни.
Родина мать, умей за нее постоять.
В: Молодцы! А сейчас предлагаю вам настоящую богатырскую игру. Называется она «Петушиные бои» (подвижная игра).
В: Богатыри, когда уходили на службу, на защиту родной земли, то всегда с собой брали, либо им дарили жены, матери – оберег. Они верили в то, что он их хранит и оберегает от нечистой силы, от злых врагов. Давайте с вами тоже сделаем оберег на счастье для наших гостей.
Продуктивная деятельность.
(Я использовала соленое тесто при изготовлении подков.)