ирина эйвазова
Конспект занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе. Беседа-концерт «Колыбельные русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Беседа-концерт «Колыбельные русских композиторов».
Цель: Формировать у детей представления о творчестве композиторов-классиков на приемах вокальных и инструментальных колыбельных.
Приемы: исполнение музыки, беседа; сопоставление колыбельных с выявлением наиболее ярких средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ, особенностей музыкального языка.
Публикация «Конспект занятия по музыкальному развитию в подготовительной группе, Беседа-концерт „Колыбельные русских композиторов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Колыбельные песни
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал: Портрет П. И. Чайковского, портрет А. Н. Плещеева. Запись колыбельных «Колыбельная песнь в бурю» и колыбельная из балета «Щелкунчик».
Педагог: Скажите, а какие песни мы называем колыбельными?
Ответы детей.
Педагог: Сегодня вы услышите две колыбельные великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Одна из них – вокальная, другая – инструментальная. Инструментальная колыбельная необычна тем, что она является одной из сцен балета-сказки П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Чтобы вы лучше почувствовали настроения, выраженные в этой колыбельной, я расскажу вам, что происходит в балете-сказке, когда она звучит. «Щелкунчик» - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям вместе с другими игрушками к Новому году. Он смешной и нескладный, но одет красиво, в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Но брат Мари попробовал расколоть им самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул игрушку под елку и забыл о ней. Но Мари вспомнила о Щелкунчике, положила его в кукольную кроватку и спела ему колыбельную, чтобы успокоить и приласкать.
Колыбельная из балета-сказки «Щелкунчик» светлая, нежная, убаюкивающая. Она вся окутана мягкой дымкой волшебства, необыкновенна поэтична и добра, в ней слышатся предчувствия сказочных превращений.
Звучит колыбельная.
Педагог: Какая это колыбельная?
Ответы детей: Нежная, ласковая, волшебная.
Педагог: Хотите, я расскажу вам до конца сказку о Щелкунчике, а потом еще раз вы послушаете колыбельную.
Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и стала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг из всех щелей стали вылезать мыши во главе и мышиным королем. Щелкунчик храбро сражался и вместе с Мари победил целое войско мышей. И тут произошло чудо. Щелкунчик превратился в красивого принца. Колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку и они отправились в его королевство. Это было не королевство, а царство сластей: там были человечки из сахара и шоколада, и апельсиновый ручей и лимонадная река. Принц танцевал с Мари. Они были счастливы.
Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, вы обязательно познакомитесь с музыкой балета П. И. Чайковского. А сейчас давайте еще раз прислушаемся к колыбельной.
Звучит еще раз колыбельная из балета-сказки «Щелкунчик»
Педагог: Другая колыбельная П. И. Чайковского, которую мы послушаем называется «Колыбельная песнь в бурю». Она написана на стихи известного русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.
Ах, уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.
Ты, гроза, уймися,
Не буди ребенка,
Пронеситесь, тучи
Черные сторонкой!
Бурь еще немало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит.
Спи, дитя, спокойно…
Вот гроза стихает,
Мать у колыбели
Сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!
Звучит «Колыбельная песнь в бурю».
Педагог: Какое настроение выражено в ней?
Ответы детей: грустное, тревожное.
Педагог: Да, эта колыбельная звучит встревожено. Буря и гроза, которые разразились вечером, передаются в музыке. Они созвучны и душевным переживаниям человека, настроению грусти, смятения.
Мелодия в аккомпанементе, во вступлении и заключении звучит то ли как
порыв ветра, то ли как жалоба, стон. В средней части музыка немного светлеет. А потом опять становится смятенной и грустной. Хотя мать успокаивает ребенка: «Завтра, как проснешься и откроешь глазки, снова встретишь солнце и любовь, и ласки!», у нее самой на душе неспокойно, тревожно.
А сейчас еще раз послушаем запись «Колыбельная песнь в бурю».
Педагог: Сегодня мы познакомились с колыбельными П. И. Чайковского. Кто мне может назвать эти колыбельные?
Ответы детей.