Марина Ширяева
Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Страна музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Эмоциональное и творческое раскрепощение детей, развить тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение, комплексное развитие музыкальности.
Задачи:
Создать условия для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования;
Уточнить в сознание детей представление о неразрывной связи звука (музыки) и движения;
Перевести слуховые представления движения звуков в графику (на листе бумаги);
Развивать творческие способности, воображение и способность к различным видам элементарной импровизации.
Публикация «Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Страна музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Дети входят в зал и замечают, что для них пришло письмо, с сообщением от Президента Страны музыкальных инструментов, господина Контрабаса. В котором он сообщает, что решил провести в своей стране конкурс на самый интересный город, а ребят просит выступить в роли членов жюри. Необходимо прослушать рассказы о городах и поучаствовать в жизни города, а затем отдать свой голос (бумажное сердечко) одному из городов. Между городами прошла жеребьёвка, и был выбран порядок участия в конкурсе.
1. Город Приветствий
2. Город Сказок
3. Город Гномов
4. Город Композиторов
5. Город Прощаний
Дети отправляются в путешествие по городам и выполняют задания в каждом городе.
Город приветствий
Игра «Слушаем и играем»
1-я часть музыки: дети лёгким бегом двигаются врассыпную по залу, держа в руках маленькие бубны. На окончании каждой фразы (два акцентированные ноты) дети, встретившись с кем – либо лицом к лицу, говорят друг другу: «Привет!: и продолжают движение.
2-я часть музыки: импровизированный танец каждого отдельно с бубном. Бубны можно украсить.
Город Сказок
Сказка – шумелка «Три поросёнка»
Музыка А. Гречанинова, В. Ребикова
Автор и составитель: Сергей Железнов
Методические указания: Екатерина Железнова
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.
ХРЮКАТЬ
Целыми днями они бегали,
КСИЛОФОН
прыгали по лужам
МЕТАЛЛОФОН
и выкапывали из земли вкусные корешки.
СКРЕСТИ ПАЛОЧКОЙ КСИЛОФОН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
МЕТАЛЛОФОН
Поросята мокли и мёрзли.
ГОЛОС: ВВВВВВВВВВВ
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней.
БАРАБАН
Средний брат построил себе домик из дощечек.
КСИЛОФОН
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех.
ЦЕЛЛОФАН
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка.
ГОЛОС В КАРТОННУЮ ТРУБКУ
Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросёнком.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал:
РЫЧАТЬ
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!
ДУТЬ В КОРОБОЧКУ
И соломенный домик разлетелся!
ВИЗГ
Поросёнок бросился бежать,
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
а волк за ним!
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!
УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и зарычал,
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!
ДУТЬ
И деревянный домик развалился!
КСИЛОФОН (глиссандо)
Поросята бросились бежать,
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
а волк за ними!
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь!
УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и зарычал,
РЫЧАТЬ
в дверь застучал,
БАРАБАН
волк подул!
ДУТЬ
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.
ДУТЬ
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!
ДУТЬ
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.
Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше.
БУБЕН
Они сняли крышку с большого котла,
ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ
а в котле грелся суп.
ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом!
ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛИ?
Волк выпрыгнул из котла!
БАРАБАН
Выскочил из дома!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Побежал в лес!
БАРАБАН (стук пальцами)
И поросята его больше никогда не видели!
ХРЮКАТЬ
Город Гномов
Игра «Невидимый театр»
«В домике гномиков»
Это игра с детьми на воображение, «достраивание» ситуации по звуку. Для ввода в игру за ширмой роняют громко крышку от кастрюли – что это! «Это гномики ЭХ, Ох и Ух пришли домой», - начинает свою историю рассказчик. После чего воспитатель декламирует, а другой за ширмой озвучивает то, о чём говорится в стихах А. Усачёва:
Гномы в дом пришли под вечер.
Из сеней пропали свечи.
Может, свечи на столе?
Но не видно их во мгле.
Гномик Эх полез на стул
И его перевернул.
Ох споткнулся о совок,
Охнул и свалился с ног.
Ух за спичками пошёл,
Налетел во тьме на стол.
И спички
Разлетелись, словно птички.
Гномик Эх хотел попить –
Успел ковшик уронить
Педагог предлагает детям самим угадать по звуку, что делают гномики в домике? Можно, например, Щёлкать ножницами, рвать бумагу, переливать воду, звенеть посудой и т. д. «Да непросто дать ответ, если в доме света нет! Давайте поможем гномикам, позовём светлячка».
«Светлячок»
Нарезать небольшие кусочки лёгкой фольги и подбросьте их вверх, предлагая детям представить, что так вспыхивают и гаснут светлячки в темноте. Когда все кусочки фольги упадут на пол, пусть дети поймают себе по светлячку, посадят в кулачок и начинают ему петь песенку:
Светлячок, светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвяти немножко,
Дам тебе горошка.
После исполнения песенки дети отпускают своих светлячков.
Замечательный эффект получается, если предложить детям сыграть «свет светлячков». Это будет импровизация, где они смогут проявить свою способность и воображение «Слышать неслышимое и видеть невидимое»
Город Композиторов
Игра «Запиши музыку»
Эта игра на развитие творчества и импровизации. Предложить детям превратиться в композиторов, сочинить музыку для шумового самодельного инструмента и записать её графически на листе бумаги.
Город Прощаний
Игра «Прощальная симфония»
Дети сидят в одном кругу; в руках у каждого шумовой инструмент. В середине круга стоит пустая корзина. Педагог начинает играть на своём инструменте в ритм звучащей музыке, дети по очереди присоединяются к оркестру. Когда подключается вся группа, дети один за другим прекращают играть и кладут свои инструменты в корзину.
Дети отдают свой голос (бумажное сердечко) одному из городов, проводится подсчёт голосов и победитель в конкурсе.