Ирина Андреева
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное творчество русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«Устное народное творчество русского народа»
Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста, посредством приобщения к устному народному творчеству русского народа, к русским народным играм.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить знания детей о жанрах устного народного творчества.
-активизировать употребление в разговорной речи пословиц, поговорок;
-обогащать словарный запас детей названиями предметов быта.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Развивающие:
-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;
-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
Образовательные области:
«Ознакомление с художественной литературой»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы:
Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».
Словесный: рассказ воспитателя и детей, беседа с детьми.
Практический: упражнения творческого характера.
Игровой метод: сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, русские народные игры.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, прослушивание русских народных песен и колыбельных. Знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, русских народных игр, шуток-прибауток, потешек, пословиц.
Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателя, маски для хороводной игры, кроватка для куклы, кукла, тарелка, яблочко, папка-передвижка «Устное народное творчество».
Ход Образовательной ситуации:
Приветствие:
Педагог: Здравствуйте дети! Какое прекрасное сегодня утро! Давайте по приветствуем гостей и друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть гостей и друзей очень рад! (хлопают в ладоши)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с устным народным творчеством русского народа.
-Скажите почему творчество называется «устным»? (передавалось из уст в уста)
- Почему творчество называется «народным»? (автор-народ)
- Почему творчество русское? (придумал русский народ)
Педагог: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось от одного поколения к другому. Колыбельные, потешки, скороговорки, сказки, помогают воссоздавать характерные черты народной речи -НАПЕВ и МЕЛОДИЧНОСТЬ, а пословицы и поговорки демонстрируют ее СЖАТОСТЬ и МУДРОСТЬ. Давайте послушаем один из примеров устного народного творчества.
Прослушивание русской народной песни или колыбельной.
Педагог:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Педагог: Познакомится с устным народным творчеством нам поможет книга, но эта книга не простая, на обложке нарисована тарелочка и яблочко, и чтобы книга открыла свои страницы нужно сказать волшебные слова:
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 1 страницу волшебной книги.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим первую на страницу книги. Какой жанр народного творчества здесь представлен?
ПОТЕШКИ: (кроватка с куклой, проигрываем потешки для маленьких детей)
Педагог: Ребята, какие потешки знаете вы?
1 Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
2 Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
3 Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
4 Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
5 Сорока, сорока, кашу варила …
Педагог: Открываем следующую страницу книги:
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 2 страницу волшебной книги.
Скороговорки и:
Педагог: Давайте разберем из каких слов состоят слова скороговорка.
Повторите быстро скороговорки.
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
На дворе трава, на траве дрова
Цыпленок с курицей пьет чай на улице.
Купили нашей Вареньке варежки и валенки.
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак…
Педагог: Ну, что ж, язычки мы с вами тоже размяли, давайте попросим яблочко на тарелочке открыть следующую страницу нашей волшебной книги:
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 3 страницу волшебной книги.
Русские народные игры и считалки:
Педагог: в старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали игры и играли в них, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они считались, чтобы выбрать водящего:
Педагог: А какие считалки знаете вы?
1. Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!
2. Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди,
А не веришь — выходи.
Педагог: Давайте поиграем в русскую народную игру: «Тень-потетень»
(используя маски)
Тень-тень- потетень, выше города плетень,
Все мы вышли под плетень, похвалялися весь день.
Лиса: Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста, и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялась коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка:
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка:
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор:
У меня скотины двор –
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень
И гуляли мы весь день
Педагог: Ребята, а вам интересно узнать какие еще жанры русского народного творчества есть? Ну-ка, заглянем в нашу книгу.
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 4 страницу волшебной книги.
ЗАГАДКИ:
Ребята, вы загадки любите отгадывать?
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит.
(Солнце)
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
(Звезды на небе)
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)
Четыре ноги, два уха, нос крючком да брюхо. (Самовар)
Педагог: А теперь давайте немного отдохнем.
Само – само – самовар, на столе красуется (руки на пояс, повороты влево, вправо)
Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется (руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)
Само – самоварит чай, жаром обливается (приседание, "утёрли пот")
Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением (вдох, выдох -пых)
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком)
Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит (чашка кулак, блюдце ладошка)
В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит (смотрим друг на друга)
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить (показали ладонь и подули)
Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить (поклонились).
Педагог: Заглянем на следующую страницу нашей книги?
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 5 страницу волшебной книги.
Пословицы и поговорки:
Педагог: Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)
Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились.
Дети:
- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.
- Делу – время, потехе – час.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Где смелость, там и победа.
- Герой за Родину горой.
Педагог: Осталась у нас с вами последняя страница нашей книги, посмотрим, что там?
Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.
Открой нам 6 страницу волшебной книги.
Русские народные сказки:
Педагог: А сейчас мы поговорим о русских народных сказках. Все вы знаете Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку.
Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно. Сегодня я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, и получать за это фишки. Кто знает ответы на все вопросы, тот самый главный Знаток русских народных сказок.
Игра: «Узнай героя русской народной сказки.»
1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась? (гуси-лебеди)
2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку? (в козлёночка)
3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
(от злой мачехи)
4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота? (петух)
5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках стоит он?
(на курьих)
6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
(«Волк и семеро козлят»)
7. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка
(репку)
8. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить? (вёдра)
9. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»? (медведь)
10. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…» Ответ: лиса
11. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»
12. Из какой сказки царевна?
«Как приехала на пир,
Удивила целый мир.
А Иван был очень строг.
Лягушачью кожу сжёг».
Ответ: «Царевна-лягушка»
А теперь предлагаю вам собрать пазлы, и назвать сказку, которая у вас получилась.
Молодцы ребята! Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Заключительная часть образовательной ситуации:
- Вам понравилось читать волшебную книгу?
А какие поговорки вы знаете про книгу?
-Кто много читает – тот много знает.
-Книга – источник знаний.
-Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Какие жанры русского народного творчества вам понравились больше всего
На память о нашем занятии я хочу подарить вам вкусных матрешек.