Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное творчество русского народа» в старшей группе

Ирина Андреева
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное творчество русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

«Устное народное творчество русского народа»

Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста, посредством приобщения к устному народному творчеству русского народа, к русским народным играм.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить знания детей о жанрах устного народного творчества.

-активизировать употребление в разговорной речи пословиц, поговорок;

-обогащать словарный запас детей названиями предметов быта.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Развивающие:

-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;

-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.

Образовательные области:

«Ознакомление с художественной литературой»,

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы:

Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».

Словесный: рассказ воспитателя и детей, беседа с детьми.

Практический: упражнения творческого характера.

Игровой метод: сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, русские народные игры.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, прослушивание русских народных песен и колыбельных. Знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, русских народных игр, шуток-прибауток, потешек, пословиц.

Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателя, маски для хороводной игры, кроватка для куклы, кукла, тарелка, яблочко, папка-передвижка «Устное народное творчество».

Ход Образовательной ситуации:

Приветствие:

Педагог: Здравствуйте дети! Какое прекрасное сегодня утро! Давайте по приветствуем гостей и друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть гостей и друзей очень рад! (хлопают в ладоши)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с устным народным творчеством русского народа.

-Скажите почему творчество называется «устным»? (передавалось из уст в уста)

- Почему творчество называется «народным»? (автор-народ)

- Почему творчество русское? (придумал русский народ)

Педагог: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось от одного поколения к другому. Колыбельные, потешки, скороговорки, сказки, помогают воссоздавать характерные черты народной речи -НАПЕВ и МЕЛОДИЧНОСТЬ, а пословицы и поговорки демонстрируют ее СЖАТОСТЬ и МУДРОСТЬ. Давайте послушаем один из примеров устного народного творчества.

Прослушивание русской народной песни или колыбельной.

Педагог:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Педагог: Познакомится с устным народным творчеством нам поможет книга, но эта книга не простая, на обложке нарисована тарелочка и яблочко, и чтобы книга открыла свои страницы нужно сказать волшебные слова:

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 1 страницу волшебной книги.

Педагог: Ребята, давайте посмотрим первую на страницу книги. Какой жанр народного творчества здесь представлен?

ПОТЕШКИ: (кроватка с куклой, проигрываем потешки для маленьких детей)

Педагог: Ребята, какие потешки знаете вы?

1 Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать

2 Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи-усни,

Угомон тебя возьми.

3 Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

4 Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

5 Сорока, сорока, кашу варила …

Педагог: Открываем следующую страницу книги:

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 2 страницу волшебной книги.

Скороговорки и:

Педагог: Давайте разберем из каких слов состоят слова скороговорка.

Повторите быстро скороговорки.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

На дворе трава, на траве дрова

Цыпленок с курицей пьет чай на улице.

Купили нашей Вареньке варежки и валенки.

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак…

Педагог: Ну, что ж, язычки мы с вами тоже размяли, давайте попросим яблочко на тарелочке открыть следующую страницу нашей волшебной книги:

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 3 страницу волшебной книги.

Русские народные игры и считалки:

Педагог: в старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали игры и играли в них, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они считались, чтобы выбрать водящего:

Педагог: А какие считалки знаете вы?

1. Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Стали раки воду пить.

Выходи, тебе водить!

2. Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь — стой и жди,

А не веришь — выходи.

Педагог: Давайте поиграем в русскую народную игру: «Тень-потетень»

(используя маски)

Тень-тень- потетень, выше города плетень,

Все мы вышли под плетень, похвалялися весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста, и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялась коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка:

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка:

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор:

У меня скотины двор –

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень

И гуляли мы весь день

Педагог: Ребята, а вам интересно узнать какие еще жанры русского народного творчества есть? Ну-ка, заглянем в нашу книгу.

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 4 страницу волшебной книги.

ЗАГАДКИ:

Ребята, вы загадки любите отгадывать?

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет – и всех разбудит.

(Солнце)

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером.

(Ночь)

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего.

(Звезды на небе)

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча)

Четыре ноги, два уха, нос крючком да брюхо. (Самовар)

Педагог: А теперь давайте немного отдохнем.

Само – само – самовар, на столе красуется (руки на пояс, повороты влево, вправо)

Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется (руки в стороны, улыбаются)

Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)

Само – самоварит чай, жаром обливается (приседание, "утёрли пот")

Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением (вдох, выдох -пых)

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит (смотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить (показали ладонь и подули)

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить (поклонились).

Педагог: Заглянем на следующую страницу нашей книги?

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 5 страницу волшебной книги.

Пословицы и поговорки:

Педагог: Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)

Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились.

Дети:

- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.

- Делу – время, потехе – час.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Где смелость, там и победа.

- Герой за Родину горой.

Педагог: Осталась у нас с вами последняя страница нашей книги, посмотрим, что там?

Катись, катись яблочко. По серебряному блюдечку.

Открой нам 6 страницу волшебной книги.

Русские народные сказки:

Педагог: А сейчас мы поговорим о русских народных сказках. Все вы знаете Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку.

Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно. Сегодня я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, и получать за это фишки. Кто знает ответы на все вопросы, тот самый главный Знаток русских народных сказок.

Игра: «Узнай героя русской народной сказки.»

1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась? (гуси-лебеди)

2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку? (в козлёночка)

3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?

(от злой мачехи)

4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота? (петух)

5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках стоит он?

(на курьих)

6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»

(«Волк и семеро козлят»)

7. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка

(репку)

8. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить? (вёдра)

9. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»? (медведь)

10. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…» Ответ: лиса

11. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?

Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»

12. Из какой сказки царевна?

«Как приехала на пир,

Удивила целый мир.

А Иван был очень строг.

Лягушачью кожу сжёг».

Ответ: «Царевна-лягушка»

А теперь предлагаю вам собрать пазлы, и назвать сказку, которая у вас получилась.

Молодцы ребята! Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Заключительная часть образовательной ситуации:

- Вам понравилось читать волшебную книгу?

А какие поговорки вы знаете про книгу?

-Кто много читает – тот много знает.

-Книга – источник знаний.

-Золото добывают из земли, а знания из книги.

-Какие жанры русского народного творчества вам понравились больше всего

На память о нашем занятии я хочу подарить вам вкусных матрешек.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное творчество русского народа» в старшей группе
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 20:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное творчество русского народа» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева (УИ 1903393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД