Наталья Кирсанова
Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Морское путешествие в страну Математики»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Морское путешествие в страну Математика»
Задачи:
• создавать условия для формирования умений осуществлять зрительно-мыслительный анализ расположения фигур на плоскости;
• содействовать закреплению знаний детей о составе чисел в пределах 10, умению ориентироваться на плоскости;
• закреплять знания о количественном и порядковом счете;
• активизировать в речи сложноподчиненные предложения,
• формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ „Морское путешествие в страну Математики“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
• развивать математическую речь, внимание, зрительную память;
• развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
• развивать социальные навыки детей: умение работать в команде;
• воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.
• поддерживать положительное эмоциональное отношение, желание прийти на помощь, попавшему в беду.
Развивающая РППС темы НОД: групповая комната, презентация PowerPoint в Microsoft Office, бутылка с посланием, блоки Дьенеша, карточки-коды, палочки Кюизенера, кубики Никитина, логические таблицы, математические наборы, листы бумаги А-4 и разноцветные звезды, обручи (красный, синий).
Интеграция: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,
Формы работы: рассказ, беседа и т. д.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд и т. д.
Ход НОД
Мотивация
Воспитатель: Ребята, вчера я гуляла по берегу моря и нашла бутылку, которую выбросило на берег прибоем. Сейчас мы откроем ее и посмотрим, что же в ней находится. (Воспитатель открывает бутылку и достает записку)
Воспитатель (читает записку): «Дорогие ребята, в стране Математика произошло цунами. Арифметические знаки смыло, Числа и Цифры разбежались и остались без домов, а Геометрические фигуры не могут найти себе место. Я очень прошу вашей помощи, так как знаю, что вы добрые, умные, отзывчивые и находчивые дети. С уважением к вам профессор математики.
Р. S. Страна Математика состоит из трех островов: Остров арифметических знаков, Остров чисел и Остров геометрических фигур. Я прилагаю карту, по которой вы найдете нашу страну. Но будьте осторожны, карта исчезает через десять секунд.
Воспитатель: Ребята, поможем жителям страны Математика?
Воспитатель: А теперь я достану карту, а вы постарайтесь запомнить ее. (Воспитатель показывает карту).
Воспитатель: Ой, ребята, а карта размыта, но звезды на ней видны четко. А мы с вами знаем, что с давних времен моряки ориентировались по звездам. Запоминайте расположение звезд, и по ним мы найдем страну Математика. Запомнили?
Воспитатель: Тогда выкладывайте на своих листах созвездие, которое будет нашим путеводителем. (Дети по памяти выкладывают звезды, а затем рассказывают, что и где у них расположено.)
(В левом верхнем углу - две красные звезды, в правом верхнем углу - три голубые звезды, в центре большая желтая звезда, в левом нижнем углу – три голубые звезды, в правом нижнем углу – две красные звезды).
Воспитатель: Расположение звезд запомнили, теперь можно отправляться в путь. Но на чем же мы поплывем? (На катере, на лодке, на яхте, на катамаране)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие на корабле, для строительства которого мы будем использовать логические блоки Дьенеша. Пользуясь схемой, возьмите необходимые блоки и приступайте к работе. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Я смотрю, что корабль уже готов, значит, нам пора отчаливать. Но как мы попадем на палубу? (По трапу.)
Воспитатель: давайте выложим трап из цветных счетных палочек Кюизенера и посчитаем ступеньки.
Воспитатель: Всех прошу занять свои места, мы отплываем. Начинаем обратный отсчет.
Воспитатель: Ребята, впереди по курсу вижу корабль. Он плывет прямо к нам. Это же пираты!
Но мы отважные ребята и не боимся мы пиратов.
Пират: Ваша песенка спета! Мы всех берем в плен.
Воспитатель: Уважаемые пираты, нам срочно нужно плыть дальше. В стране Математика произошло цунами, мы должны им помочь, иначе весь мир окажется в опасности.
Пират: Чтобы плыть дальше, вы должны заплатить выкуп.
Воспитатель: Но у нас нет ни золота, ни серебра. Что нам делать? Кто нам сможет помочь? Нам нужна волшебная палочка, но ее у нас нет. А кто еще может исполнить желание?(Джин, Старик Хоттабыч, Золотая рыбка)
Воспитатель: Джина нам не найти, а Золотую рыбку мы выложим, воспользовавшись игрой «Сложи узор» Б. П. Никитина.
Воспитатель (обращаясь к пирату): Мы подарим вам Золотую рыбку, а вы нам свободу. Договорились?
Пират: Договорились.
Воспитатель: Ребята, выложите рыбку из кубиков.
Пират берет рыбку и уходит.
Воспитатель: Путь свободен, держим курс на Остров арифметических знаков! А сейчас мы устроим морскую дискотеку.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: А теперь всех прошу занять свои места. Мы подплываем к Острову арифметических знаков.
Смотрите, нас встречает сам профессор математики.
Профессор: Здравствуйте! Добро пожаловать в страну Математика. Спасибо вам, ребята, за то, что откликнулись на мою просьбу. Нужно поскорее расставить знаки по своим местам.
Воспитатель: Ребята, перед вами карточки, в которых пропущены знаки, назовите эти знаки. (Плюс, минус, больше, меньше, равно).
Воспитатель: Расставьте правильно арифметические знаки.
Дети выполняют задание, затем проговаривают написанное.
(Пять плюс три равно восьми.
Шесть минус четыре равно двум.
Семь меньше восьми.
Пять больше четырех.
Шесть равно шести).
Воспитатель: на Острове арифметических знаков теперь полный порядок. В благодарность за помощь, арифметические знаки дарят нам цилиндр с шифром. Это ключ от портала между Островами знаков и чисел. Но для того, чтобы открыть портал, мы должны угадать код. А код спрятан в загадках.
Проводится игра «Отгадай загадку»
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько хвостов у пяти котов? (5)
3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно угадали код, портал открылся и мы оказались на Острове чисел.
Посмотрите на числовой ряд. Цунами смыл некоторые числа. Вставьте пропущенное число.
Дети называют пропущенные числа (3, 5, 8)
Воспитатель: С числовым рядом все в порядке. А теперь построим домики для некоторых чисел, а в этом нам помогут цветные счетные палочки Кюизенера.
У каждого на столе лежит цветная цифра. Она обозначает число, для которого вы построите домик. Строительным материалом будут служить цветные счетные палочки. Только при строительстве все должны соблюдать правило: в каждом вертикальном ряду может быть не более двух палочек.
Молодцы ребята, вы очень быстро справились с заданием. А теперь немного отдохнем.
Проводится динамическая пауза
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.
А на шесть – в ладоши хлопнем,
И на семь ногами топнем,
А на восемь – потянуться,
А на девять – улыбнуться.
Что ж, заряд хороший есть,
Нам на десять - можно сесть
Воспитатель: Ребята, благодарные жители Острова чисел показали волшебную дверь, через которую можно попасть на Остров геометрических фигур. Но на двери стоит логический замок и мы должны его разгадать. Нужно вставить правильную фигуру в пустую клеточку. Что это за фигура? (Это зеленый круг.)
Воспитатель: Правильно, смотрите, дверь исчезла. Мы находимся на Острове геометрических фигур. Ребята, после цунами на острове остался один дом. Как вы думаете, смогут ли все геометрические фигуры жить в одном доме?
Дети обсуждают каждый вариант ответа. (Нет, потому что фигуры с углами (треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник) должны жить отдельно от фигур без углов (круг и овал). Мы должны построить два дома.)
Воспитатель: Вы правы, мы построим два дома, а уцелевший дом отдадим объемным геометрическим фигурам. Назовите их. (Куб, шар, конус, цилиндр)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а логическим блокам очень понравилось на этом острове. Они нашли своих родственников, и решили остаться здесь. Но красные блоки не хотят жить с треугольниками, поэтому, давайте, возьмем два обруча (синий и красный) и расселим их.
Расположите блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, а внутри синего все треугольники.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, какие блоки лежат внутри синего, но вне красного обруча? (Желтые и синие треугольники.)
Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей? Почему? (Красные треугольники, они имеют оба заданных свойства.)
Воспитатель: Правильно! Вы очень плодотворно потрудились, проявили смекалку и находчивость, дружелюбие и отвагу. А самое главное вы помогли жителям страны Математика. А теперь давайте попрощаемся с профессором математики. Наше путешествие подошло к концу. Мы отплываем к родным берегам!