Муракова Елена
Конспект занятия по математике в старшей группе «Незнайка ждет гостей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике «Незнайка ждет гостей»
Цель:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка к школе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Незнайка ждет гостей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
- Учить детей понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Учить детей определять объем сыпучих и жидких тел, длину и ширину предметов с помощью условной мерки, находить зависимость между величиной, меркой, числом.
- Учить детей последовательному расположению элементов разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой».
- Закрепить навыки сравнения предметов.
- Закрепить знания детей об измерении и условной мерке. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при неизменяющемся измеряемом количестве.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу до конца.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Незнайка на Луне».
- Знакомство с понятием «мерка».
- Проведение занятий на тему «Величины и их измерение».
Материалы для занятия : кукла Незнайка, полоски картона желтоватого цвета (разной длины, картинки сосисок, белый лист бумаги, цветные полоски бумаги одинаковой ширины, но разной длины, клей-карандаш, чай листовой, вода, стакан, кувшин с водой, маленький стаканчик, заварочный чайник, счетные палочки, ложки: столовая, чайная.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами навестим героя одной известной сказки. Чтобы узнать его имя, нужно отгадать загадку:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш (Незнайка).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами отправимся на летательном аппарате в Цветочный город.
Игра «Летательный аппарат»
Все сидят на стульчиках и вместе делают движения. Педагог является командиром экипажа, дети – экипаж.
Воспитатель: Экипаж, приготовиться к полету!
Дети: Есть, приготовиться к полету! (Руки сложены на коленях.)
Воспитатель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни! (Все делают соответствующие движения.)
Воспитатель: включить двигатель!
Дети: Есть, включить двигатель! (Большими пальцами обеих рук «включаем кнопку двигателя», руки возвращаются на колени.)
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет. ( Вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Произносят долгий «У-у-у», прерывая его ладонью, словно индейцы. Закрывают глаза.)
Воспитатель: Экипаж успешно совершил посадку! (Открывают глаза.) Добро пожаловать в Цветочный город! А вот и Незнайка (воспитатель достает из-под стола куклу Незнайки).
Воспитатель: Незнайка решил приготовить для своих друзей что-нибудь вкусненькое, но он боится, что не справится один. Давайте ему поможем.
Дидактическая игра «Узнай длину теста»
Воспитатель: Незнайка хотел бы напечь пирожков под названием сосиска в тесте, чтобы угостить всех своих друзей. У него есть пласт теста (полоска желтоватого картона) и несколько сосисок (узкие карточки с изображением сосисок, но он не знает, сколько сосисок ему понадобится, чтобы истратить весь кусок теста и напечь как можно больше сосисок в тесте. Давайте поможем ему измерить длину пласта теста. Только как же нам это сделать, если у нас нет мерки? Многие из вас смотрели мультфильм «38 попугаев», в котором длину Удава измеряли в слонятах, мартышках и попугаях. Попробуем и мы с вами измерить длину теста с помощью чего-то другого, например, сосисок.
Дети измеряют длину пласта теста, раскладывая на нем в длину сосиски.
Сообщают воспитателю о своих результатах (количество сосисок).
Физкультминутка «Незнайка»
Наш Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько
И на стульчик сел тихонько.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Для девочек Незнайка захотел приготовить торт, но он не знает, как правильно расположить коржи.
Дидактическая задача «Большой торт»
Воспитатель раздает детям по 5 полосок одинаковой ширины, но разной длины и предлагает расположить их и наклеить на лист бумаги. Дети должны расположить полоски бумаги снизу вверх от самой длинной до самой короткой используя правило «Выбирай каждый раз самый большой из всех оставшихся».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь давайте разомнем немного наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Торт»
Тесто ручками помнем (сжимаем-разжимаем пальчики,
Сладкий тортик испечем («мнем тесто»).
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по столу,
А верхушку сладким кремом (круговые движения ладошками друг об друга).
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай –
В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)
Практическое задание «Помоги Незнайке»
Воспитатель: Ребята, теперь нужно помочь Незнайке заварить для гостей чай. Для этого нам понадобится сухая заварка и вода.
Воспитатель: Незнайке нужно отмерить 2 столовые ложки сухой заварки и 2 стакана воды, но, к сожалению, у него нашелся только маленький стаканчик и чайные ложечки, поэтому он не знает, сколько сухой заварки и воды ему понадобится. У нас есть и столовые и чайные ложки, которые могут использоваться как мерки и мы можем измерить чайными ложками количество сухой заварки, которое вмещается в столовую ложку, а затем, подсказать Незнайке и он сможет измерить количество заварки не столовыми, а чайными ложками.
Воспитатель отсыпает в чайную ложку чай, а затем, пересыпает его в столовую ложку и спрашивает: «Что мы должны сделать, чтобы не забыть, сколько отсыпано ложек чая?» Дети должны вспомнить, что для этого, нужно положить счетные палочки. Дети повторяют действия воспитателя, не забывая о том, что наполненность мерки должна быть одинаковой. Отмерив 2 столовые ложки сухого чая, дети ссыпают его в блюдце.
Далее воспитатель показывает кувшин с водой.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь отмерим 2 стакана воды, для того, чтобы заварить чай. Как же это сделать Незнайке, если у него нет большого стакана, а есть только маленький? У нас есть и большой стакан и маленький, который будет меркой. Поможем Незнайке выяснить, сколько маленьких стаканчиков воды помещается в большой стакан.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что маленький стаканчик должен быть полным, иначе он не будет меркой. Выливая воду из маленького стаканчика в большой стакан, ребенок кладет счетную палочку на стол. Как только 2 стакана наполнятся, дети считают, сколько счетных палочек у них выложено на столе. При ответах детей важно следить за тем, чтобы они обязательно называли после числа мерку, например 10 маленьких стаканчиков воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь у Незнайки будет самое лучшее чаепитие! Незнайка благодарит вас за помощь. А нам нужно возвращаться. Давайте попрощаемся.
Игра «Летательный аппарат»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось? Что вы сегодня узнали?