Татьяна Глазкова
Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Учить:
- находить место числа в ряду
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?
- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
Упражнять:
-в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине.
Закреплять:
Публикация «Занятие по математике в старшей группе „Математическая сказка про Колобка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный», «короткий», «длинный»;
- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник; умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
- знание цифр до 7;
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: доска, мольберт.
Демонстрационный материал : «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 7, знаки, ромашки и божьи коровки.
Раздаточный материал : карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков) : зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка;
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А вы знаете, что страна Математика и страна Сказок — близкие подруги. Сегодня я предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.
Вспомним начало сказки : Жили — были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его и положила на окно стынуть.
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.
Воспитатель: Нет, дети, колобок не может укатиться из дома. А знаете почему? На калитку дед повесил вот такой замок (воспитатель вешает замки друг на друга) и колобок не знает, как его открыть. Поможем ему подобрать ключик к замку. Замок не простой, с секретом, что на нём изображено? (геометрические фигуры).
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?
Дети: Круги и овал.
Воспитатель: Сколько? (6) Какого цвета? (зелёного) Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по цвету, но разные по форме).
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (овал). Почему вы так думаете? (потому что он другой формы). Правильно, дети, по цвету фигуры одинаковые, а по форме разные.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?
Дети: Треугольники.
Воспитатель: Сколько? (7) Какого цвета? (6 голубых и 1 красный) Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по форме, но разные по цвету).
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (красный треугольник). Почему вы так думаете? (потому что он другого цвета). Правильно, дети, одинаковые по форме, но разные по цвету.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?
Дети: Квадраты.
Воспитатель: Сколько? (5) Какого цвета? (красного). Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по форме, одинаковые по цвету, но разные по величине).
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (маленький квадрат). Почему вы так думаете? (потому что он меньше всех). Правильно, дети, фигуры одинаковые по форме, по цвету, но разные по величине.
Воспитатель: Ребята, ещё один замок, последний, какие геометрические фигуры вы видите на этом замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Воспитатель: Правильно, замок открылся, а колобок покатился дальше.
-Почему Колобок смог покатиться? (потому что он круглый, без уголков)
-Ребята, давайте и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, будем помогать ему, выполнять задания, чтобы не случилось непоправимое.
Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит: лежит письмо от Зайца, а в нем задания. (В конверте цифры, а колобок их не знает, ведь он не ходит в детский сад). Поможем Колобку решить задания? Нужно быстро дать ответ, вы готовы или нет? (Воспитатель показывает цифры, дети называют и правильно расставляют их, называют пропущенные).
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Задание для детей в конвертах
Воспитатель:
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат конверты с цифрами, помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд цифр от 1 до 7).
Настя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
Матвей, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от7 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Какое число вы поставили между числами 5 и 6?
Какое число вы поставили между числами 1 и 3?
Какое число вы поставили между числами 4 и 6?
Какое число следует за числом 4?
Какое число стоит перед числом 3?
Какое число спряталось между числами 3 и 5?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Колобок покатился дальше.
Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит задания от Волка.
Логическая задача «Сколько зайцев на картинке?» (Карточка 6-9)
«Сколько лебедей» (Карточка 6-10)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Колобок покатился дальше.
Катится Колобок, катится и вдруг видит, лежит большой конверт от Медведя. А там задание для колобка
( Открывает конверт и читает задание: «Вам нужно прибыть на цветочную поляну. Медведь.»)
Придется, ребята, помочь Колобку, иначе Медведь может его съесть. Выходим из-за столов. Произносим слова «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись!»
Очутились мы с вами на цветочной поляне. Эта поляна, ребята, необычная, на ней растут необычные ромашки, а математические, с разным количеством лепестков. Ведь мы с вами в математической сказке. На цветах сидели божьи коровки, тоже необычные с разным количеством точек на спинках, каждая на своём цветке. Но когда медведь бродил по лесу в поисках мёда, он стряхнул всех божьих коровок и они потерялись. Нужно посчитать пятнышки на спинках и «сесть» на цветок с тем же количеством лепестков после слов - жук, жук, покажись, на цветочек ты садись. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по божьей коровке, и дети выбирают определённый цветок, объясняя свой выбор)
Молодцы, ребята с заданием медведя тоже вы справились и помогли Колобку.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше и наткнулся на задания самой Лисы-Патрикеевны. Мы знаем, какая Лиса хитрая, задачки её такие же.
Попробуем с ними справиться?
Логические задачки.
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько носов у двух псов(2)
- Сколько глаз у светофора(3)
- Сколько лапок у кота(4)
- Сколько ушей у двух малышей(4)
- Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (4)
- Дед, баба, внучка, Жучка, кошка,
мышка тянули — тянули и вытянули репку.
Сколько хвостиков было у героев? (4)
- Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашё л:
2- под берёзой,
1- у осины.
Сколько их будет,
В плетёной корзине? ( Ответ:3)
- На кормушке птицы:
Три голубя и одна синица.
Скажите поскорей,
Сколько птиц на кормушке моей? (4)
- Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке:
Пять на грядках, один во ржи.
Сколько всего, скажи? (6)
Воспитатель: Справились со всеми заданиями, не дали в обиду Колобка.
Ведь недаром говорит пословица: «Дружба заботой да подмогой крепка».
А теперь давайте Колобка доставим к Бабушке с Дедушкой на поезде, а то они уже, наверно, беспокоятся.
Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с изображением паровоза и полоски (вагончики). Паровоз растерял свои вагоны и нужно помочь ему их составить в правильной последовательности, от самой короткой до самой длинной.
Воспитатель: Составили? Поехали…
Воспитатель: А в пути поиграем.
- Сколько всего вагонов у поезда? (пять)
- Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)
- Вагон, какого цвета стоит четвертым? (жёлтый вагон)
- Какой по порядку вагон стоит между зелёным и голубым? (вторым)
- Какого цвета вагон левее желтого? (голубой)
- Какого цвета вагон правее голубого? (желтый)
Вот так закончилась наша новая математическая сказка про Колобка.
Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Колобок вам очень благодарен за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
Колобок приготовил вам сюрприз- интересную игру, в которую мы с вами поиграем после занятий.