Астине Самвеловна
Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо дерево
Цель: определить степень развития способности раскрывать закономерные отношения в размещении абстрактно-геометрических фигур, сгруппированных по две.
Задачи:
- упражнять в умении находить один отличающийся рисунок;
- развивать внимание, усидчивость, память, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по логике в подготовительной группе „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- дидактические игры с детьми, позволяющие лучше усвоить понятия «закономерность», «закономерные отношения» («Четвертый лишний», «Найди закономерность», «Найди недостающий предмет», «Признаки предметов», «Блоки Дьеныша», «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Шаги курицы», «Шаги гуся», «Шаги утки», «Найди сходство и различие», «Сравни картинки», «Что сначала, что потом», «Расставь по порядку», «Сравни по длине, ширине», «Назови одним словом», «Какая фигура лишняя», «Что общего», «Найди что пропущено», «Логические задачи», «Найди пару».
Методическое обеспечение:
- демонстрационная таблица 1 (рабочая тетрадь № 2);
- индивидуальные задания 1, 2, 3 (рабочая тетрадь № 2);
-листочки-фишки, карточки с цифрами-ответами.
Ход занятия
Постановка проблемной ситуации в занимательной форме
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите! У нас выросло Чудо-дерево.
(Воспитатель обращает внимание детей на дерево, где висят разноцветные конверты с изображением геометрических фигур.)
Воспитатель: — Со временем вокруг нашего Чудо-дерева вырастет целый сад ваших знаний о геометрических фигурах. Ваши ростки малы, на них нет еще ни одного листочка, но с каждым правильным ответом на ростках будут появляться все новые и новые листочки, а значит, будет расти ваш сад знаний.
Чудо-чудо, расчудесное!
Не листочки на нем!
Не цветочки на нем!
Фигуры здесь растут,
Детям знания дают!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из вас
Росток своих знаний
Посадит сейчас.
На вашем ростке знаний распустится первый листок, если вы правильно выполните задание, которое находится в конверте с веселым квадратом.
Совместная работа с детьми по проверке задания.
Разминка
- Какое сегодня число?
- День недели?
- Месяц?
- Год? Високосный ли он?
- В каком городе вы живете?
- Как называется столица России?
- Быстро назовите 7 имен мальчиков.
- Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
- Стоят 2 барана Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга?
Воспитатель: - Я согласна с твоим ответом. Ты рассуждаешь правильно. Кто думает иначе? Объясни, почему ты так думаешь. (Дается дифференцированная оценка ответов детей. Педагог за верные ответы раздает детям листочки-фишки. Воспитатель обращает внимание детей на Чудо-дерево.)
Воспитатель: - Посмотрите на наше Чудо-дерево. Здесь висит интересная таблица. Она с секретом. На ней изображены закономерности. Закономерность - это расположение геометрических фигур в определенной последовательности. Давайте вспомним, где мы с вами встречались с эти понятием.
Дети: - Мы рисовали логические цепочки, играли в игры «Найди недостающий предмет», «Четвертый лишний», «Найди закономерность».
Воспитатель: - Я согласна с вами. Это интересные игры.
Деловое сотрудничество детей и взрослых.
Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков
Вывешивается демонстрационная таблица 1.
Воспитатель: - Эта таблица состоит из двух частей. В первой, верхней, части фигуры расположены по порядку, а в нижней части таблицы они расположены по-разному. Хотите поиграть в игру?
Игра «Выяви закономерность». Педагог просит одного из детей выявить закономерность расположения геометрических фигур верхней части таблицы по горизонтали.
Дети: - Если мы рассмотрим верхний ряд слева направо, то выявим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяется круг, а все другие фигуры (треугольник, ромб, прямоугольник) по одной.
Воспитатель: - Верный ответ. Я с тобой согласна.
Второй, третий ряды анализируются по аналогии.
Воспитатель: — Кто хочет выявить закономерность расположения геометрических фигур в верхней части таблицы по вертикали?
Дети: — Если мы рассмотрим первый столбик сверху вниз, то увидим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяются все фигуры по одной (круг, «парашют», квадрат) и треугольник.
Воспитатель: - Ты рассуждаешь верно, я с тобой согласна.
Второй, третий столбик анализируются по аналогии.
Воспитатель активизирует детей с помощью вопросов:
- Вы согласны с рассуждениями?
— Прав ли., устанавливая данную закономерность?
Воспитатель за верные ответы раздает детям листочки-фишки.
Игра «Недостающий квадрат». Дети закрывают глаза, а воспитатель закрывает верхний правый квадрат в первой части таблицы и просит детей свой ответ показать цифрой-карточкой (ответ 1). Воспитатель анализирует ответы детей, просит их мотивировать свой ответ, доказать. За верный ответ — листок-фишка.
Аналогично закрывается нижний левый квадрат. Ответы детей анализируются.
Воспитатель: - Посмотрите, на нашем дереве есть маленький конверт с изображением Тюши-Плюши. Этот забавный, веселый герой приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка
Тюша-Плюша толстячок Прибивал к стене крючок:
Стук да стук, стук да стук, —
Старый гвоздь согнулся вдруг.
Гвоздь согнулся, как червяк,
А толстяк со стула бряк!
Носом весело шмыгнул,
Шаровары подтянул,
Сосчитал свои веснушки И пригладил завитушки.
Тюша-Плюша не ревет,
Даже если не везет!
Дети под музыку имитируют движения согласно тексту.
Воспитатель: - Давайте будем такими же жизнерадостными, веселыми, никогда не унывающими, как Тюша-Плюша!
Игра «Разное - одинаковое»
Воспитатель: - На нашем дереве остался последний конверт. Задание приготовил забавный треугольник. Он предлагает поиграть в игру «Разное - одинаковое».
Рассмотрите внимательно рисунок 1. Здесь вы видите три рисунка — гри квадрата, в клетках которых имеются кружки. В одном из этих трех квадратов кружки расположены не так, как в двух других квадратах. Нам нужно отгадать, какой рисунок здесь отличается от двух других. Отгадывать надо так: сначала сравнить у всех трех рисунков верхние три клетки, потом средние три клетки, а затем нижние три клетки. Кто догадался, какой рисунок не подходит к двум другим? Верно, средний рисунок не
подходит. Почему? Верно, потому, что в его нижних клетках круги стоят
через одну клетку, а не рядом, как в двух других рисунках. Отметим эту отгадку так: зачеркнем один из трех нижних маленьких квадратиков. Вот гак отгадываются загадки, в которых нужно найти рисунок, который отличается от остальных.
Задание 1 - правильный ответ под № 2.
Задание 2 - правильный ответ под № 3.
Задание 3 - правильный ответ под № 2.
Дети в индивидуальных тетрадях самостоятельно выполняют задания 2, 3.
Воспитатель за верные ответы раздает листочки-фишки детям.
Обобщающее слово воспитателя
- Ваши ростки, благодаря вам, вашим знаниям, подросли, оделись листвою. Посчитайте, сколько листков есть у вас? (Ответы детей.) Оденем наше Чудо-дерево вашими листочками.
Каждый листочек - это ваш труд, это знания, которые вы получили, раскрывая секреты окружающих вас вещей. Пусть наши ростки еще малы, но я верю, что если ум ваш не будет лениться, то со временем вырастет целый сад ваших знаний.
Чтение стихотворения Р. Сефа «Совершенно непонятно» :
Совершенно непонятно,
Почему вода течет Сверху вниз,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Почему трава растет Снизу вверх,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень,
В общем, есть о чем подумать,
Если думать вам не лень.