Великова Ольга Николаевна
Конспект занятия «По лесным дорожкам ходит-бродит осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать грамматический строй речи детей
Задачи:
в области обучения – развивать познавательный интерес у детей, совершенствовать составление описательных рассказов. Развивать умение выражать своей речью впечатления, высказывать суждения, оценки;
в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образность и выразительность речи. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: времена года. Развитие зрительного восприятия.
Публикация «Конспект занятия „По лесным дорожкам ходит-бродит осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
в области воспитания – прививать любовь к родной природе; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к природным явлениям.
Методические приё мы:
• Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
• Игровые (подвижная и малоподвижная игры, дидактическая игра, сюрпризный момент);
• Практические (упражнения).
• Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка.
Оборудование и материалы: проектор; ноутбук; 3 фланелеграфа; 3 бумажные плоскостные вазы; бумажные листья трех видов: березовые, дубовые, кленовые; четыре платья, украшенные признаками осени; логическая схема для составления рассказа; украшенная осенними листьями ширма; видеофильм «Осень»; запись музыки.
Предварительная работа: заучивание стихотворений,
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети сидят полукругом перед экраном проектора и смотрят видеозапись «Осень». Педагог сопровождает просмотр чтением стихотворения Ф. И. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Воспитатель: дети, а как вы думаете, о каком времени года мы будем с вами говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называлась осень, когда она только вступила в свои права?
Ответы детей (ранняя осень, золотая осень)
Воспитатель: Почему ее так называли?
Ответы детей (были солнечные деньки, золотыми становились листья, был листопад и т. д.)
Воспитатель: ушла золотая осень, пришла другая. Как ее зовут? Как вы думаете?
Ответы детей (поздняя осень, серебряная).
Воспитатель: Почему ее так называют?
Ответы детей (дни холодные, частые дожди, деревья голые, небо хмурое и т. д.).
Воспитатель: Дети, давайте составим связный рассказ об осени.
Работа по логической схеме для составления описательного рассказа.
Подвижная игра «Осенний букет».
На фланелеграфах расположены 3 плоскостные вазы. На полу разложены листья трех видов: березовые, кленовые, дубовые. Воспитатель предлагает детям подбирать листья по одному и носить каждый вид листьев в свою вазу. Звучит веселая музыка. Дети подбирают листья и несут на фланелеграф. Воспитатель помогает крепить листья.
Когда все листья собраны, воспитатель предлагает рассмотреть, какие красивые букеты получились.
Воспитатель (показывая на определенную вазу) : Какие листья в этой вазе? С какого они дерева?
Ответы детей. Дети садятся на стулья.
Звучит музыка и в зал входит грустная Осень.
Воспитатель: Что случилось, Осень? Почему ты такая грустная?
Осень : У меня потерялось платье и мне не в чем гулять в осеннем лесу…
Воспитатель: Осень, не печалься! Мы тебе поможем! В нашей группе есть «Дом моды», где дети-модельеры придумывают новые виды одежды. Они сейчас продемонстрируют тебе свои модели, а ты выберешь то платье, которое тебе понравится.
На мольберт вывешивается первое платье (платье украшено листьями). Выходит ребенок и дает описание платью.
Ребенок: Мое платье светло-зеленого цвета. Низ платья украшен осенними веточками. Это веточка рябины с ягодами, это дубовая веточка с желудями. Рукава и воротник украшены рябиновыми листьями. Вместо пуговиц кленовые листья.
Как красиво идет осень в пестром сарафане!
В чистом небе просинь, клен горит, как пламя!
На мольберт вывешивается второе платье (платье украшено овощами и фруктами). Выходит ребенок и дает описание платью.
Ребенок: уважаемая Осень! Я предлагаю вам свое платье. Оно салатового цвета. Низ платья в виде овощной грядки. Здесь мы видим и огурцы, и помидоры, и капусту, и лук, и картошку. Посередине платья как королева овощей – желтая тыква!
Верхняя часть платья украшена фруктами. На рукавах – груши, на горловине – спелые сливы, вместо пуговиц – яблоки.
Все поспело, все созрело
Щедрый будет урожай!
Здесь для всех найдется дело –
Не ленись, да собирай!
На мольберт вывешивается третье платье (платье украшено летающими птицами). Выходит ребенок и дает описание платью.
Ребенок: Уважаемая Осень! Мое платье оранжевого цвета. Мы видим журавлиный клин, который взлетает в небо. Вслед за журавлями в небо поднимаются утки. Перелетные птицы поднимаются ввысь к облакам и солнышку.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
На мольберт вывешивается четвертое платье (платье украшено колосьями). Выходит ребенок и дает описание платью.
Ребенок: Уважаемая Осень! Я предлагаю вам свою модель платья. Оно бордового цвета. Низ платья украшен колосками спелой пшеницы. Стоит, волнуется пшеница! На рукавах мы видим пшеничные снопы. Колоски, как ожерелье, украшают воротник. Вместо пояса лента, перетянутая колосками.
Встает стеною золотой
Волнуется пшеница.
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Осень берет все платья и уходит за ширму их примерять.
Воспитатель предлагает игру «Скажи наоборот».
Летом небо светлое, а осенью …. (темное)
Летом листья зеленые, а осенью …. (желтые, красные, оранжевые, коричневые)
Летом ночи короткие, а осенью …. (длинные)
Летом тучи ходят высоко, а осенью …. (низко)
Летом цветы цветут, а осенью …. (вянут)
Летом дождик теплый, а осенью …. (холодный)
Летом дни длинные, а осенью …. (короткие)
Летом тепло, а осенью …. (холодно)
Воспитатель хвалит детей.
Выходит нарядная Осень в платье, украшенном элементами со всех платьев.
Осень : спасибо, ребята, за помощь! Очень красивое платье у меня получилось!
Игра с Осенью «Кто сказал, что осень грустная пора»
Дети встают в круг и выполняют движения по тексту:
Кто сказал, что осень грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора (прыгают).
По стеклу дождинки весело стучат (наклоняются, стучат пальцами по полу)
И запели песни в небе журавли (руки в стороны)
Косяками к югу тянутся они (бегут по кругу, махая руками)
Кто сказал, что осень грустная пора?
Столько ярких красок дарит нам она!
Ребенок: спасибо, тебе, Осень
За щедрые подарки –
За лист узорный яркий,
За орехи и коренья
За бруснику, за калину
И за спелую рябину!
Осень прощается с детьми : Прощайте, дети! Скоро к вам сама пожалует матушка Зима!
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии? Что больше всего запомнилось?