Татьяна Стрелкова
Конспект занятия по лепке в средней группе «Филимоновская свистулька»
▼ Скачать + Заказать документы
Филимоновская свистулька. Лепка (петушок). (средняя группа).
Цель: приобщение детей к народным промыслам.
Задачи:
1. познакомить детей с филимоновской игрушкой;
2. развивать интерес к народным промыслам;
3. вызывать желание делать что-то своими руками, следуя мастерству
предков;
4. воспитывать уважительное отношение к культуре своей Родины;
Публикация «Конспект занятия по лепке в средней группе „Филимоновская свистулька“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
5. развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на
вопросы.
Материалы: картинки или слайды с филимоновскими игрушками, лучше
настоящие игрушки, глина (если нет глины то пластилин, мука, белая
краска, видео-сюжет о работе мастера-гончара, слайды или картины (люди
ткут, вышивают, вырезают по дереву, лепят из глины, схема лепки
филимоновского петушка.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. С давних времен наша земля славится
народными мастерами. С древних времен у нас на Руси люди умели: ткать,
вышивать, резать по дереву, лепить из глины.
Воспитатель:. Вы встречали когда-нибудь полосатую корову, а может быть
видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если
пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с глиняной игрушкой.
Глиняная- потому что она сделана из чего?. Из глины. Филимоновская
игрушка, как вы думаете, почему ее так называют?
Филимоновская игрушка — русский художественный промысел,
сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской
области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна
лепили посуду, продавая её на местных базарах.
Воспитатель: Существует легенда, что жил в этих местах гончар дед
Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. На таких
почвах почти ничего не росло. И урожая не было. Поэтому жители решили
учиться лепить из глины различные предметы. Мужчины делали только
посуду, а женщины лепили игрушки. Игрушки смешные, причудливые.
Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков,
рыбок и прочих зверушек.
Воспитатель: Глина была серо-черная, а после обжига, как по волшебству
изменяла цвет на белый. Далее игрушки расписывали и делали цветными и
красивыми.
Я вам все время говорю гончар, гончар. А кто это такой? Вы, случайно, не
знаете? (ответы детей)
Гончар -это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе
был свой гончар. Гончар находил глину в земле, оставлял ее во дворе, чтобы
она слежалась. Ее мочили дожди, морозили холода, обогревало солнце,
обдували ветры. А весной из глины выбирали все камушки и палочки и
лепили то что нужно. Видео-сюжет о работе мастера-гончара.
Воспитатель: Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми
формами. Все животные- собаки, олени, козлики, петухи и лошади- имеют
длинные шеи. Отличаются они друг от друга только формой головы, рогами
и ушами.
Почти все игрушки- свистульки. У животных свисток расположен в
хвостике.
Свистульки. (Нина Агошкова)
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь —
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие, в ряд
Разноцветные стоят:
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый — яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки —
Музыкальные свистки,
По-народному — свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет.
Воспитатель: сейчас мы с вами превратимся в мастеров и слепим
филимоновского петушка.
Воспитатель:
Филимоновское чудо – это глиняный кусок
Разогреешь ты руками и получишь пирожок.
Вытянешь головку, лапки и получится у нас
Чудо – курочка пеструшка, говорю вам без прикрас.
А когда раскрашу ярко и поставлю посушить
Заиграют эти краски, Вам ее не позабыть.
Лепят дети из глины. Если глины нет, то из пластилина, потом обваливаем
в муке и покрываем белой краской. Потом можно расписывать.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как
получилось.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
(ответы детей). Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще
мы сами были мастерами и слепили филимоновскую игрушку – петушка. На
следующем занятии мы с вами его разукрасим.