Ольга Пшонник
Конспект занятия по лепке «Лежит себе Медведь-гора»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
«ЛЕЖИТ СЕБЕ МЕДВЕДЬ-ГОРА»
Цель: познакомить детей с понятием «горный пейзаж»; научить с помощью пластилина и метода «пластилинография» создавать желаемый объект;
расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме; закрепить знания детей о существование особых ландшафтов – гор, дать представления о вулканах, закрепить знания легенд Крыма; формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;
Публикация «Конспект занятия по лепке „Лежит себе Медведь-гора“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Медведь, медвежата
- Медведь, медвежонок. Лепка, пластилин
- Медведь. Конспекты занятий
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять; создать положительный эмоциональный настрой; развивать творчество детей; побуждать выполнять работу коллективно.
Оборудование: мультимедийная техника, экран.
Демонстрационный материал: презентация «Горы», фото «Крымские горы», репродукция картины Исайченко О. «Гора Аю-даг».
Материал: лист плотной бумаги (полуватман) с изображением контура горы Аю-даг, пластилин черного и коричневого, зелёного, и др. цветов, дощечки для пластилина, стеки, различный бросовый и природный материал, влажные салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа: беседа по теме «Что такое горы», слушание легенды о Медведь-горе, стихов о Крымских горах, рассматривание альбома, открыток по теме «Крымские горы», слушание произведений о природных зонах Крыма и др.
Обогащение словарного запаса: горный пейзаж, пластилинография, вулкан, лакколит, магма, «яйла».
Метод: объемная аппликация, пластилинография.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
… На ладонях ласкового моря,
Маленькая нежится страна,
Сон её оберегают горы,
Колыбельную поёт волна. (Л. Фирсова)
- Дети, я вам сейчас прочитала небольшое стихотворение, которое написала Л. Фирсова, это стихотворение о Крыме. Наш Крым – это удивительный край. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы.
Ребята, а какие природные зоны Крыма вы знаете?
( Ответы детей: степи, предгорье, горы, южный берег Крыма)
Воспитатель: С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане).
Сегодня мы отправимся в путешествие в горы.
Чтение стихотворения «Что такое горы?» на фоне показа слайдов о горах.
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины.
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные,
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы – скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парил орёл –
Страж высоких гор.
Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов. Какая красота! Посмотрите, какие горы расстилаются перед нами. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
Дети: Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть и наблюдать.
Воспитатель: Какие Крымские горы вы знаете? ( Ответы детей сопровождаются показом фотографий:
Ай-Петри, Демерджи –Долина Приведений, Гора Костель, Бабуган, самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош, Карадаг или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией. Чатыр-даг напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, Аю-Даг или Медведь-гора.)
Воспитатель: Медведь-гора – это «неудавшийся вулкан»—лакколит. Некогда магма -расплавленная огненно-жидкая масса, возникающая в земной коре, поднялась внутри земли, «надув» гору и застыла в виде огромною купола. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд.
А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? (Краткий пересказ легенды)
Физкультминутка «Ветер, дождь, камень и горы».
Ветер – дуем (дышим свежим горным воздухом вдох носом, выдох ртом, произнося звук «у-у-у»).
Дождь – произносим «плюх – плих, плих – плюх», отстукиваем пальцами рук по коленкам.
Камень – кулачки сжимаем и присаживаемся как большой камень «Валун».
Горы – встаём, руки поднимаем, делаем вершину над головой.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым жанром изобразительного искусства – «горный пейзаж». Как вы думаете, какой пейзаж можно назвать горным? (ответы детей)
Воспитатель: Это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные склоны.
Горы можно нарисовать красками, цветными карандашами, фломастерами. Можно сделать аппликацию при помощи бумаги и клея, а можно сделать горы из пластилина.
На нашем занятии мы будем делать горы с помощью пластилина методом «пластилинография». С этим методом вы уже немного знакомы, но не знали, что он так называется. А называется эта техника «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» так потому, что это слово переводится как- рисование пластилином.
Мы будем лепить одну из Крымских гор - Аю-Даг или Медведь-гора.
Ребенок: Лежит себе Медведь-гора,
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора-
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь
Хоть и зовут ее Медведь!
Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? (У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек»)
- На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником. Мы с вами рассматривали альбом о Крымских горах, репродукции разных художников, много иллюстраций, фотографий, картинок с изображением горы Аю-Даг и его обитателями. А сейчас предлагаю посмотреть репродукцию картины Оксаны Исайченко «Гора Аю-Даг». Наклонился медведь к морю и пьёт воду.
Работу будем выполнять все вместе. Перед вами ватман с изображением контура Медведь-горы.
Итак, мы берем небольшой кусочек пластилина, разминаем его, затем раскатываем на ладошке или на дощечке «жгутик» и прижимаем пальцами этот жгутик на силуэт горы, и так мы делаем по всему контуры нарисованной горы. Затем, когда мы нарисовали силуэт горы пластилином, мы начинаем заполнять весь рисунок пластилином, размазывая его пальцами.
Для этого мы берем от куска пластилина небольшой комочек, и начинаем его разминать, чтобы он стал очень мягким, расплющиваем его в лепешку, прикладываем её на бумагу и начинаем растягивать пальцами в разные стороны, заполняя все пространство, но не выходя за отчерченный контур. Растягивать пластилин надо сверху –вниз.
Пластилин хорошо передает фактуру гор, их рельефность, неровность. После того как весь рисунок заполним пластилином одного цвета - черным или коричневым, а можно и серым, но для этого надо смешать пластилин белого и немного черного цвета, как тесто и получится серый цвет, зелёным и другими цветами пластилина, ведь на нашей горе много растительности, -можно дополнить еще небольшими холмами другого цвета. Море и небо мы раскрасим после занятия.
Дети выполняют работу после объяснения.
Можно предложить детям создать предгорный ландшафт: зеленый луг, деревья – древесные веточки с наклеенными на них кусочками гофрированной бумаги, у подножия горы можно выложить камушки, бусинки, пуговицы и закрепить пластилином. Между деревьями можно расположить цветы.
Чтобы развить у детей воображение, предоставить им возможность самим придумать содержание работы и воплотить его в жизнь.
Итог. Любование своей работой, поощрительные слова детям.